Закреплено автором
Исторический музей
Тайное сокровище семьи Нарышкиных
7,4K · 5 месяцев назад
Исторический музей
Золото скифов: ювелирный путь кочевничества
177 · 1 неделю назад
Исторический музей
Подстаканники, «пьяные деньги» и пол-Сахалина: 5 главных дел Сергея Витте
229 · 2 недели назад
Статьи
124 прочтения · 2 дня назад
В 1769 году потомственный керамист Джозайя Веджвуд (1730–1795) совместно с Томасом Бентли основали в районе Сток-он-Трента, графство Стаффордшир, фабрику «Этрурия», получившую свое название благодаря особому интересу современников к раскопкам в Помпеях и Геркулануме. Талантливый технолог, Веджвуд открыл или усовершенствовал различные виды керамической массы, например, базальтовую, красную каменную, или россо антико, яшмовую, двуслойную яшмовую массу, а также формулу фаянса цвета сливок — фаянс королевы и белый фаянс с перламутровым (холодным) оттенком. Последние, писал сам мастер, «рассматриваются как предмет национального искусства, промышленности и торговли, и могут быть отнесены к числу наиболее важных производств Королевства». С 1765 года фирма Веджвуд стала официальным поставщиком королевы Великобритании Шарлотты. Многие английские заводы пытались подражать Веджвуду и копировали его изделия. — Предметы из сервиза завода «Этрурия» Дж. Веджвуда: чайник, чашка, блюдце, сахарница, молочник, полоскательница. Веджвуд и сыновья. Англия, Стаффордшир, г. Сток-он-Трент. 1820-е — 1840-е гг.
78 прочтений · 3 дня назад
Как Покровский собор изменился в XVII веке
12 июля — День Покровского собора! 12 июля мы поздравляем Покровский собор с 463-летием 🥳 Сегодня посетить Храм Василия Блаженного можно со скидкой 50%. Экскурсии по Покровскому собору и музейные занятия доступны также с 50% скидной, мастер-классы включены в стоимость входного билета. Если спросить посетителей Покровского собора, что больше всего запомнилось им после знакомства с памятником, то в первую очередь, это будут многофигурные и полихромные главы. Затем — увенчанные шатрами крыльца. Возможно,...
101 прочтение · 5 дней назад
Возникновение иконы Богоматери «Троеручица», согласно преданию Церкви, связано с событиями из жизни преподобного Иоанна Дамаскина. В VIII веке борцу за иконопочитание Иоанну по ложному обвинению отрубили правую руку. По молитве невинно осужденного к Богоматери рука приросла обратно. В благодарность Иоанн Дамаскин приложил к иконе Богоматери, перед которой молился об исцелении, серебряное изваяние кисти правой руки. Со временем святой принял монашеский постриг и удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного, где икона Богоматери, от которой он получил исцеление, получившая впоследствии название «Троеручица», находилась несколько столетий. В XIII веке икона была перенесена св. Саввою Сербским в Сербию, позднее оказалась в Хиландарском монастыре на Афоне, где и сейчас пользуется исключительным почитанием. В этом монастыре перестал избираться игумен, делами монастыря управляет проигумен, а благословение на церковные службы иноки берут именно у образа «Троеручицы». В России Богоматерь «Троеручица» прославилась в годы правления патриарха Никона, при котором в 1661 году был принесен список с афонской чудотворной иконы. Образ был помещен в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В XVIII–XIX вв. в России почиталось несколько икон «Троеручицы». На иконах иногда изображался серебряный вотив, приложенный Иоанном Дамаскиным, иногда — как бы третья рука Богоматери. Этот образ — келейная икона Евдокии Федоровны Лопухиной (1669-1731), входившая в состав надгробного иконостаса царицы в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. — Икона «Богоматерь Троеручица». Москва, 1680-е гг. Золото, запоны, жемчуг, камни, дерево, левкас, темпера, шитье жемчугом, темпера, гравировка
93 прочтения · 5 дней назад
315 лет со дня победы в Полтавской битве
10 июля — День воинской славы России. 8 июля (27 июня) 1709 года состоялась Полтавская битва — сражение между русской армией под командованием царя Петра I и шведской армией под командованием короля Карла XII, которое окончилось разгромом шведов и привело к перелому в пользу России в ходе Северной войны 1700-1721 гг. Ранней весной 1709 года Карл XII двинулся на юго-восток, в еще не опустошенные войной районы Полтавщины, чтобы наступать на Москву с юга. В конце апреля шведы осадили Полтаву, обороняемую 4-тысячным гарнизоном под командованием полковника А...
51 прочтение · 6 дней назад
«Химера» и «Пери» Гюстава Моро
Золотые пластины с эмалевыми композициями сделаны по акварелям Гюстава Моро (1826 — 1898), яркого представителя символизма. Его современник, писатель и журналист Теофиль Готье, так характеризовал творческую манеру Моро: «...странная, непривычная для глаза и такая обдуманная в своей оригинальности, сотворена для разборчивого, осведомленного и утонченного духа». Петр Иванович Щукин, один из известнейших коллекционеров и главных дарителей Исторического музея, описал историю их приобретения: «Будучи...
73 прочтения · 7 дней назад
Выставка «Казачество на государевой службе» в Галерее сибирского искусства Иркутского художественного музея начнет работу 13 июля Выставка представит около 500 экспонатов из фондов ГИМ, связанных с возникновением, развитием и значимостью казачества в истории России. Среди них атрибуты вооружения и обмундирования казаков, в том числе образцы казачьей формы XIX века, черкеска урядника линейных казаков Собственного Его Императорского Величества Конвоя и мундир нижних чинов лейб-гвардии Атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка. Экспозицию дополнят войсковые знаки, знамена, оружие и награды, а также графические изображения и живописные полотна. Посетители увидят портреты прославленных казачьих атаманов и людей, связанных с историей казачества, — Ермака Тимофеевича, Матвея Ивановича Платова, Якова Петровича Бакланова и Николая Николаевича Муравьева-Амурского. 📍С 13 июля по 22 сентября Адрес: г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 23
91 прочтение · 1 неделю назад
80 лет назад было введено почетное звание «Мать-героиня» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года было введено почетное звание «Мать-героиня» и учреждены орден «Материнская слава» и медаль «Медаль материнства». «Забота о детях и матерях и об укреплении семьи всегда являлась одной из важнейших задач советского государства. Охраняя интересы матери и ребенка, государство оказывает большую материальную помощь беременным женщинам и матерям на содержание и воспитание детей. Во время войны и после войны, когда для многих семей имеются более значительные материальные затруднения, требуется дальнейшее расширение мероприятий государственной помощи» — говорилось в указе. Помимо учреждения наград, постановление увеличивало размер государственной помощи многодетным и одиноким матерям, а также беременным женщинам. Звание и орден «Мать-героиня» присваивалось матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей. Медалью «Медаль материнства» II степени награждались матери, родившие и воспитавшие пятерых детей. I степени — матери шестерых детей. Орденом «Материнская слава» награждались матери, родившие и воспитавшие семь, восемь и девять детей. Орден имел III степени, высшей являлась I степень. Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» произошло 27 октября 1944 года. Орден и грамоту под номером № 1 получила жительница Московской области Анна Савельевна Алексахина, воспитавшая 12 детей. Всего за годы существования награды «Мать-героиня» ее получили приблизительно 431 тысяча женщин. — Орден «Материнская слава» (I степени). Московский Монетный Двор. 1950-е гг. Орден «Материнская слава» (II степени). Московский Монетный Двор. 1950-е гг. Орден «Материнская слава» (III степени) № 168373. Московский Монетный Двор. 1950-е гг. Медаль Материнства 1-й степени. Московский Монетный Двор. 1950-е гг. Медаль Материнства 2-й степени. Ленинградский монетный двор. 1960-е гг. Орден «Мать-героиня» № 55031. Ленинградский монетный двор. 1950-е гг.
120 прочтений · 1 неделю назад
7 июля Русская православная церковь отмечает рождество Иоанна Предтечи Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — один из Великих праздников, следующий по значимости за двунадесятыми. В этот день совершается память появления на свет в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы пророка, предсказавшего пришествие Иисуса Христа, а затем крестившего его в водах Иордана. Иконописец Михаил Милютин был ближайшим учеником Симона Ушакова. Повышенная декоративность золотых поверхностей с вкраплениями яркого зеленого цвета характеризуют излюбленную гамму одного из лучших мастеров Оружейной палаты. Полуфигурное изображение Иоанна Предтечи принадлежит к традиционной греческой композиции деисуса. Традиция прослеживается и в технологии, и в образной трактовке аскетического лика святого. Но мягкая округлость форм, тонкая разработка теней, моделирующий объем, относятся к реалистическим приемам — новшествам «световидного» и «живоподобного» письма. Создание этого уникального стиля русского искусства принадлежит Симону Ушакову. Царский изограф стремился передать исходящий от святых обликов Божественный свет, добиваясь сияния и гладкости образа благодаря множеству слоёв полупрозрачной темперы. — Икона Иоанн Предтеча. Милютин Михаил. Оружейная палата. 1680-е гг.
177 прочтений · 1 неделю назад
Золото скифов: ювелирный путь кочевничества
В воображении современного человека «кочевник» существует как образ грозного всадника, вооруженного луком и стрелами. Истории о былом могуществе и жестоких завоеваниях кочевых народов, наводивших страх на население соседних государств, о великих империях на бескрайних степных просторах Северной Евразии, о скифах, сарматах, аланах, гуннах, хазарах, печенегах, половцах, монголах до сих пор привлекают внимание и будоражат воображение. Выставка «Дикое поле. В вечном движении» предлагает зрителям совершить...
65 прочтений · 2 недели назад
«Школа музейного профессионала» Новый выпуск о корпоративных партнерствах пройдет уже 8 июля в 13:00. Спикером станет Мария Лемигова, начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Исторического музея. Поговорим о том, как выстроить успешные коммуникации, привлечь партнера к реализации проекта и сохранить партнерство на будущее. Эксклюзивно в VK Видео Благодарим компанию «Северсталь» и фонд «Доброта Севера» за поддержку проектов. #конференцияГИМ
93 прочтения · 2 недели назад
5 июля 1943 года началось одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны — битва на Курской дуге После поражения под Сталинградом вермахт планировал стратегическое наступление в районе Курска, чтобы таранным ударом прорвать оборону советских войск. Советские войска в кратчайшие сроки возвели несколько полос обороны — ее глубина достигала 100 км. Получив сигнал разведки, что немецкое наступление начнется в 3 часа ночи 5 июля, войска Красной армии начали артиллерийскую контрподготовку в 1:10 ночи, сорвав немецкое наступление на несколько часов. Советская противотанковая артиллерия и орудия танков, закопанных в землю, вели эффективный огонь по бронированным немецким «Тиграм» и «Пантерам». Курская битва длилась 50 дней и стала одной из крупнейших за всю Вторую мировую войну, а бои под Прохоровкой 12 июля считаются самым крупным и кровопролитным танковым сражением в истории. Победа на Курской дуге, завершившаяся освобождением Харькова, ознаменовала окончание коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Советские войска перешли от обороны к наступлению. «Помня о битве на Курской дуге, люди отдают дань уважения и признательности своей героической армии, совершившей великий патриотический и интернациональный подвиг. И никаким исказителям истории не удастся вычеркнуть его из памяти народов мира» — писал Маршал А. М. Василевский. — «На Курской дуге». Богаткин В. В. Вторая половина 1940-х — 1950-е гг.
124 прочтения · 2 недели назад
Оказывается, 2 июля отмечается День собак 🐕 По случаю праздника делимся умилительной подборкой из коллекции Исторического музея и приглашаем показывать своих любимцев в комментариях 🥰 Свистулька «Собака со щенком». Рязанская губерния, г. Скопин. 1913 г. Свистулька «Собака». 1980-е гг. Скульптура «Собака, несущая в зубах дичь». Середина XIX в. Статуэтка «Собака». Последняя четверть XIX в Картина «Собака». XIX в. Бисер, вышивка Фигура сидящей собаки «Мопс». Загорск. Конец XIX в. Скульптура «Собака». Конец XVIII — начало XIX вв. Скульптура «Собака, играющая с ежом» Гуревич Елена Михайловна. Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина. 1950-е гг. Скульптура «Лежащая собака». Конец XIX — начало XX в.
Видео
Ролики