Прочитала, что на Руси у крестьян были разные виды поселений, ни один из этих типов не плох и не хорош, каждый имеет свой смысл, исходя из тех условий, в которых оказывались первопоселенцы, а также, конечно, от особенностей ландшафта. Это скученное, гнездовое и разбросанно-хуторское поселение. На Русском Севере чаще встречается гнездовой тип, когда деревни и сёла располагаются не в одиночку, а группами. Их еще называют "кустами деревень".
Наше село в Вологодской области, это как раз куст деревень...
Недавно мне попалась фотографии самой огромной семьи, которую я видела. Так бы даже и не подумала, что это семья, решила бы, что это просто собрались жители одной небольшой деревни (на севере, к примеру, нередкими случаями были поселения всего на три дома). Оказалось, это однодворцы, патриархальная семья крестьянина Василия Макарова из села Клёповка. 1913 год. Воронежская губерния. Прошло ровно 110 лет с даты съемки этого кадра. Удивительно, но мне удалось узнать кое-что о нем. Историю этой семьи рассказала Анна Краева, правнучка Василия Макарова по материнской линии...
Прочитала про вепсскую патриархальную семью, что "Главой семьи был дед или отец, которого окружающие называли ižand «хозяин», iče «сам», uk «дед»".
У нас в деревне мужчину тоже Сам называют. Например, сосед приходит к нам, спрашивает у меня, где Сам, подразумевая моего мужа.
Мне стало интересно, откуда эта традиция. Нашла, будто практиковалось такое обращение именно на севере. Это действительно так? А вы встречали такое обращение в других регионах?
Словом Сам раньше называли ещё в принципе начальника, господина...
Это конечно немного странно, считается ведь, что раз мужчина крупнее и тяжелее женщины, то он ее должен на коленках держать и на руках носить, но на севере раньше бывало наоборот и мужчины, нередко, сидели на женских коленях. Интересно, с чем связана эта особенность. Вы, быть может, ждете, что я ее разъясню, но я сама не в курсе. А вот два примера из исторического и научного источника, один про поморов, другой про вепсов. Первая цитата из Русского иллюстрированного альманаха от 1858 года: "Большое развлечение Беломорцев - катание с гор...
Расскажу пару интересных моментов, удививших и слегка напугавших путешественников по северу в начале ХХ века. "Вы идете далее и удивляетесь огромному запасу дров; подходите ближе, и оказывается, что это сухая треска, сложенная в поленницы. Строения построены сжато, между ними стоят чаны с массой трески, - здесь солнце вырабатывает жир. Местами сушатся невода, снасти для ловли, и везде головы и кишки с неизбежным запахом"....
.."Между тем, промышляя на малых судах на русском берегу, промышленники наловили рыбы такое количество, что не знают на чем отправить судов под фрахт нет...
Интересная традиция обнаружилась. Причем, практиковалась она у многих народов Российской империи, в разных регионах (и на территории нынешней республики Коми, и Архангельской, и Вологодской областях). Оказывается, люди в прошлом составляли список плешивых, чтобы остановить затяжной дождь или наоборот прекратить засуху, либо ослабить морозы, или утихомирить ветер. Например, как делали коми: В одном случае записывали на бумаге имена сорока известных людей, имеющих плешь, и оставляли список в лесу на елке: «Если дождь идет, то собирали плешивых...
На фото крестьянский сын, Георгий Яковлевич Седов, со своей женой, племянницей генерала. Седов был выходцем из обыкновенной рыбацкой семьи (родился он, кстати, не на севере, а на берегу Азовского моря). Семья жила достаточно бедно, отец часто пил и мог подолгу не появляться дома, однажды ушел из семьи на три года. В семье при этом было 9 детей! По этой причине о получении образования Георгий мог лишь мечтать. В один момент он даже вынужден был стать батраком у зажиточного казака, работая у него дома за еду...
Когда я спрашиваю, почему в нашей деревне нет старых лодок, мне отвечают, что у нас исторически перемещались на плотах. С одной стороны это странно, на лодке же в любом случае удобнее даже рыбу ловить, или тем более плыть вверх по течению. С другой, действительно, наша деревня располагается в верховьях реки, и летом она всегда сильно мелеет. По большому счету на лодке в пределах деревни имеет смысл плавать только в самом начале весны, когда река разлилась, то есть в апреле, максимум - мае. И в конце осени, когда ее уровень может подняться из-за дождей, если дожди вообще будут...
Сложно в наши времена оценить масштаб и крутизну события. Прибытие трактора в коммуну. 1920-1930 годы. Вон какие толпы собрались (на втором кадре). Вологодская обл., Тотемский р-он. Фотограф Петров Дмитрий Павлович. Еще недавно было так. Северная крестьянка в традиционной одежде и головном уборе, полностью скрывающим волосы (повойнике, поверх которого еще надет платок) засевает поле. Как думаете, чем? Это север Российской империи, Архангельская губерния, река Мезень. 1906 год. Автор фото: Николай Шабунин...
Это такой откат у нас случился на 60 лет, в течение ХХ века? Или мы просто совсем не знаем своей же истории? Вчера я предложила угадать, когда снят этот кадр, плюс провела опрос в одной из соцсетей. 52% людей (почти 1300 человек проголосовавших) считает, что это 60-70-е годы. 27% (667 людей) проголосовало за 40-50 годы. При этом 100 человек посчитало, что это фото снято после 70-х. И 159 человек посчитало, что это фото сделано ранее 20-х годов ХХ века.
Людей запутала и "современная" одежда, и рисунок на обоях...
Интересное фото попалось в сети, снятое в начале прошлого века. Дом похож на типовую советскую двухэтажку (барак), но на самом деле это роскошная деревенская изба. Как подписал этот кадр фотограф, снят тут "Боковой фасад большой кокшенгской избы для нескольких поколений". Это изба, построенная "брусом", то есть, ее жилая и хозяйственная часть располагаются по одной линии. Видно, что изба крепкая, стоит ровно, хозяева за ней хорошо присматривают. Для сравнения, были еще такие типы изб, как "глаголь" и "кошель"...