Прислушиваясь к России
67
подписчиков
Канал Андрея Пенюгина, скрипача, художественного руководителя …
Русский скрипач, гитарист и композитор Гавриил Рачинский (1777-1843)
Гавриил Рачинский - один из представителей доглинкинской эпохи, чье имя оказалось совершенно забыто, а музыка не звучит. Ему, пожалуй, не повезло еще больше, чем музыкантам предыдущего поколения. Все-таки сочинения Березовского, Бортнянского и Хандошкина исполнялись и в XIX веке, и в XX. Имя Гавриила Рачинского попробовали было присвоить неожиданно получившие государственность южные соседи, дабы обогатить свою культурную историю, да без звучания музыки толку от этого мало. Отец Гавриила - Андрей Андреевич Рачинский - также был композитором...
Петр Скоков - русский в Неаполе
Русское искусство XVIII века часто критикуют за так называемое "засилье иностранцев". Конечно, при Петре Великом и его наследниках в Россию были приглашены замечательные европейские архитекторы, художники и музыканты. Однако, это не было новостью: символы древнерусского зодчества, такие как Московский кремль и храм Покрова на Нерли, также были созданы при значительном иностранном участии. Важнее то, что в XVIII веке русские артисты стали учиться в Европе, прежде всего, в Италии. И в этом Россия следовала,...
"Каландро" Ристори - первая опера, поставленная в России
Как и в случае с русскими итальянцами, Джованни Альберто Ристори (1692-1753) вполне можно называть немецким, а, точнее, саксонским композитором итальянского происхождения. Родившись в Дрездене, Ристори всю свою жизнь провел в этом городе, отлучаясь лишь в Варшаву (вместе с двором курфюрста Саксонии, избранного польским королем), либо в кратковременные поездки (как в случае с российскими гастролями). Родители Джованни Альберто - актеры комедии дель арте Томмазо и Катерина Ристори. Томмазо, исполнявший...
История русской роговой музыки, ч. 6
Часть первая Часть вторая Часть третья Часть четвертая Часть пятая Роговой оркестр был возрожден в 1882 по инициативе принца А. П. Ольденбургского при Придворном музыкантском хоре (с 1896 – Придворный оркестр), почти одновременно с созданием Хора по указу Александра III. Вера в то, что роговая музыка навсегда забыта, была столь сильна, что в Петербурге не нашлось ни партитур роговых оркестров, ни комплекта рогов. В арсенале Преображенского полка сохранилось только два рога. Используя их в качестве образца, а также зарисовки и схемы в книге Й...
История русской роговой музыки, ч. 5
Часть первая Часть вторая Часть третья Часть четвертая В конце 18 века при исполнении произведений западноевропейских композиторов в России стала популярной замена партий тромбонов и тубы на роговую музыку. Так, при исполнении в 1802 году оратории Гайдна «Сотворение мира» (этим концертом торжественно отмечалось основание Филармонического общества) под управлением знаменитого пианиста, дирижера и композитора Антона Эберля в состав оркестра входили роговые инструменты. «...В зале Лиона соорудили роскошный обширный оркестр, для исполнения привлечены отличные голоса <...
История русской роговой музыки, ч. 4
Часть первая Часть вторая Часть третья Написав три части, вспомнил об одном своем давнем открытии, дополняющем тему! В 1772 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы "Антигона" капельмейстера Томмазо Траэтты. Эта произведение - одна из вершин оперного жанра за все время его существования! Сюжет оперы, основанный на трагедии Софокла, трактован либреттистом Марко Кольтеллини достаточно вольно. В соответствии с философскими умонастроениями эпохи Просвещения, финал из трагического переделан в оптимистический: Антигона остается в живых, сочетаясь браком со своим возлюбленным Эмоном...
История русской роговой музыки, ч. 3 / Сарти и его ученики
Часть первая Часть вторая Композитором, наиболее полно оценившим возможности и уникальный колорит роговой музыки, был знаменитый итальянец Джузеппе Cарти. Джузеппе Сарти (1729-1802) — итальянский композитор. Прославился в Италии и Дании своими оперными произведениями и в 1784 году был приглашен на пост капельмейстера при дворе Екатерины Великой. В 1787-1790 гг. Сарти служил князю Потемкину, назначившего композитора директором вновь образованной Екатеринославской музыкальной академии. С 1792 до мая 1802 года Сарти проживал в Санкт-Петербурге, пользовался особым покровительством Павла I...
История русской роговой музыки, ч. 2
Часть первая Впечатленные новинкой, влиятельные вельможи торопятся завести собственную роговую музыку, начинаются публичные выступления таких оркестров. Так, во время масленицы 1763 года в Москве была сооружена так называемая Дианина Гора, сооруженная на огромных санях. Она представляла из себя лес, наполненный оленями, лисицами, кабанами и зайцами. Когда загремел спрятанный в чаще роговой оркестр, Гора, при помощи 22 пар запряженных быков, двинулась через Немецкую слободу к дому Бецкого, где в это время обедала императрица Екатерина Вторая...
История русской роговой музыки, ч. 1
Не три, не пять, а всех десятка с два: Великие рога, их держат ножки, Рога середние и маленькие рожки Из журнала «Трутень», 1769. Особняком в истории российского исполнительства стоит феномен роговой музыки. Свое происхождение ведет она от музыки охотничьей, пользовавшейся популярностью при различных дворах вплоть до XIX века. В Западной Европе настоящие охотничьи рога, даже современному слушателю напоминающие своим звучанием лай своры борзых, использовались профессиональными композиторами (например, в дивертисменте Жана-Батиста Морена (1677-1754) «Охота на оленей»)...
Потемкин и музыка
Григорий Александрович Потемкин, будучи одним из крупнейших преобразователей Российского государства, поражал современников и продолжает поражать потомков разносторонностью своей деятельности. Благоустраивая Россию, светлейший князь старался реформировать все, что считал несовершенным. Многие из его казавшихся утопическими идей, были блестяще осуществлены, а воплощение других проектов было прервано лишь смертью князя. Таким проектом была и первая русская консерватория в Екатеринославле. Потемкин,...
Бандуристы при русском дворе и в Европе
При русском дворе в первой половине XVIII века служили бандуристы. Глупый, казалось бы, вопрос: на каком инструменте играли эти бандуристы? Конечно, на бандуре. Но была ли она такой, как мы привыкли видеть ее на картинках и старых фотографиях народных кобзарей? Вот, например, так называемая "бандура Ныдбайло", принадлежавшая одному из последних кобзарей М.С. Кравченко, из петербургского Музея музыки: Мы видим характерную особенность бандуры - короткие струны, которые намотаны на колки, находящиеся прямо на корпусе инструмента...
О фамилии Ивана Хандошкина
Иван Хандошкин (1747-1804) - прекрасный русский композитор, скрипач-виртуоз. Его фамилия звучит необычно даже для XVIII века. Фоминых и Березовских было множество - а Хандошкин один. Уже после смерти Хандошкина, в XIX веке, необычную фамилию пытались видоизменить на более привычный лад, называя композитора то Гантошкиным, то Антошкиным, объясняя это тем, что якобы отца звали Антоном. В итоге дошло до того, что в редком переиздании музыки Хандошкина - Три сонаты для скрипки соло, напечатанные Юргенсоном...
