Статьи
Как прошел май в онлайн-школе народной культуры Я ввожу новую рубрику и буду иногда рассказывать, что происходит у нас в школе. Потому что дела неслыханные! 🔸 На вебинар по росписям Русского Севера пришла целая группа детского сада. Разом. И это уже не впервые) ребята писали мезенских коней. А вообще, в мае больше 2000 человек посмотрели наш открытый онлайн-урок с народным мастером России О.К. Гладышевой. Мезенские кони скачут по стране. Если еще не были, приходите :) 🔸Завершили мини-курс по родовому древу в стиле рисованного лубка. Меня восхитило, как Мария Запальская применила эту технику на прянике и подарила пряник-книгу учителю начальной школы. В кружках – добродетели. 🔸 Выпускники курсов русской каллиграфии приняли участие в столичных выставках. Для меня это большое счастье. Весь прошлый год наша каллиграфическая выставка гастролировала по стране. Мне так хотелось, чтобы ученики верили в себя, показывали миру свои работы, продолжали творить. И вот оно. Сейчас их работы выставляются в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи. Мы всей командой гордимся, а больше всех — В.Г. Баранов, наш мастер русской каллиграфии. 🔸 Завершили большой курс по итальянскому курсиву. Впереди итоговые работы, но уже сейчас — столько красоты! Скоро курс будет доступен в записи ✒️ 🔸 Лена советовала об этом не писать, но я не могу молчать: мы пережили месяц без ключевого сотрудника. И справились! Лена Рахматулина — моя правая рука, ей нужен был месяц отпуска, полное отключение от работы. Я отпустила, и — ученики ничего не заметили. Школа работала, план выполнили, все живы. Для меня это много значит: показатель сильной системы, сильной команды и хороших бизнес-процессов. 🔸 А Лена, пока была в отпуске, провела мастер-класс по Мезенской росписи в доме музее Чайковского (г. Воткинск) на Ночь музеев. Просто так — из любви к искусству и людям ♥️ Хороший был месяц.
Кто говорит по-чувашски? Друзья, нужна ваша помощь. Как произносится слово кӗпе? Пришлите голосовым в комментариях, пожалуйста. Завершаю атлас-раскраску о национальных узорах России, включила в него узоры с чувашских рубах кӗпе. Удивилась, когда узнала, что в чувашских узорах ученые обнаружили знаки рунической письменности. Чуваши гордятся своим национальным орнаментом, берегут его как историко-культурное достояние. В нем предки народа, жившие во времена древних цивилизаций Востока, зашифровали ни много ни мало — информацию о строении вселенной — то, как они его понимали. И в этой древней картине мира много интересного для нас сейчас. Поэтому мне очень надо узнать, как произносится слово кӗпе🤓 Пособите).
Кто говорит по-чувашски? Друзья, нужна ваша помощь. Как произносится слово кӗпе? Пришлите голосовым в комментариях, пожалуйста. Завершаю атлас-раскраску о национальных узорах России, включила в него узоры с чувашских рубах кӗпе. Удивилась, когда узнала, что в чувашских узорах ученые обнаружили знаки рунической письменности. Чуваши гордятся своим национальным орнаментом, берегут его как историко-культурное достояние. В нем предки народа, жившие во времена древних цивилизаций Востока, зашифровали ни много ни мало — информацию о строении вселенной — то, как они его понимали. И в этой древней картине мира много интересного для нас сейчас. Поэтому мне очень надо узнать, как произносится слово кӗпе🤓 Пособите).
В ответ на пост Третью неделю я в позиции Дурака. Неофита. У меня новая работа, которая никак не связана с народной культурой и Школой ремесел (Школу я не оставляю). Хочу рассказать, как мудрость фольклора помогает мне справляться с трудностями на новой работе. 😬 Первые две недели я негодовала и обижалась — кому понравится чувствовать себя самым глупым, когда ты был самый умный? Даже думала: а может ну его, зачем страдать в этом хаосе? Вернусь в прежний мир, где все понятно, удобно, хорошо. Но вспомнила слова Эстес: «Если ты не пойдешь в лес, с тобой так ничего и не случится, и твоя жизнь так и не начнется». 🌲 Согласиться на эту работу было все равно что отправиться в неведомый сказочный лес, полный чудищ. Вспомните волшебные сказки — с чего они начинаются? Герой принимает вызов и идет в лес. Любая волшебная сказка — это сценарий трансформации, который подсказывает, как принимать вызов и справляться с препятствиями. Эти подсказки актуальны во все времена, для всех народов. Одним из первых эту закономерность разглядел в сказках Владимир Пропп, потом Джозеф Кэмпбелл развил идею, и так у нас появилась теория Мономифа или Пути героя (на которой взлетел в 90-е Голливуд). Слова Эстес будто выдернули из тумана. В голове очертился тот самый кэмпбелловский круг, на нем точка, и на этой точке — я. «Ааа, так я же неофит!». Стало быть, нормально, что я чувствую себя глупой! Нормально, что задаю дурацкие вопросы и думаю, что надо мной смеются. Нормально, что я в хаосе — начался новый круг Пути героя! Тут стало понятно, что произойдет дальше, и как действовать (смотрим схему выше). 1️⃣ Во-первых, в конце круга меня ждет Сокровище. Награда. Новые навыки, новые люди и возможности, новые места и новая я. Во всем этом много жизни. Как раз то, что я искала. Значит, надо продолжать Путь. 2️⃣ Нужно определить, кто станет моей Бабой Ягой — проводником, который объяснит правила поведения в новом мире. Сказка учит, что без проводника ступать на путь перемен опасно и безрассудно. Решила — проводником будет один из коллег. Значит, не надо стесняться просить помощи у этого человека и задавать вопросы. Стоит прислушиваться к его советам. 3️⃣ Нужно найти волшебного помощника. В сказках это, например, Серый Волк или Конь. Символ интуиции по Юнгу. «Доверяй себе и своим силам». 4️⃣ Встретятся вредители. Это неизбежно на пути трансформации. Сокровище охраняет Дракон. Без Дракона не было бы Сокровища, ценное там, где страшно. Будь готова к сражению с ним! Трудись. Не забывай отдыхать и восстанавливаться. 5️⃣ И последнее: ритуальная смерть. Самый сложный, неизбежный момент пути. Инициация, которая меняет твой статус. Финальное сражение. Тебя могут разрубить на куски, как Ивана-Царевича. Будет больно, страшно, темно. Но ты возродишься, если будешь достаточно мудра, терпелива и трудолюбива. Как только прокрутила весь этот сценарий, Хаос превратился в Порядок. И я выдохнула. Сказочная мудрость помогла перейти из роли жертвы в роль героя — взрослого, который взял на себя ответственность за то, что произойдет дальше. Подавленность сменилось азартом. Любой путь героя начинается с Вызова/Зова. Часто люди слышат этот Зов: «А что, если я возьмусь за это… начну то..», но отвергают его, страшась оказаться в роли Дурака. Не веря, что справятся. Не пускаются в путь, и жизнь становится похожа на день сурка… Этап Дурака проходит, хоть он и непростой. Зная, какой этап в круге будет следующим, как на нем не застрять и дойти до своего Сокровища, можно отправляться в любые неведомые земли. Если коротко, вот чему учит волшебная сказка: 1. Принимайте вызов. 2. Найдите проводника. Не бойтесь просить о помощи. 3. Верьте в свои силы. 4. Трудитесь и не забывайте отдыхать, будьте готовы к решающему сражению. 5. Помните про Сокровище. 🩵 Я хочу, чтобы этот пост помог вам, друзья, рассмотреть себя на пути героя. Если вы уже в пути, на какой точке находитесь? Что будет дальше? Если вы в хаосе, пусть это поможет очертить границы. А если еще не отправились в путь, пусть роль Дурака вас не страшит. Без нее нет новой жизни.
В генеалогических поисках мне интересны не столько имена, фамилии и даты, сколько истории. На днях я нашла настоящий клад! Древо семьи составляю 4 года. Я пока не пишу в архивы, не изучаю ревизские сказки. Это важно, но лучшие находки для меня сейчас — в рассказах бабушек. Недавно мы ездили в Уфу знакомиться с родными по линии папы, и в результате этой поездки я завела переписку с тетей Тамарой — двоюродной сестрой моего деда. Тетя Тамара не только собирает семейный фотоархив и древо, но (тут я мысленно прыгаю от радости!) — записывает истории. Истории важнее для меня, чем имена и даты, потому что из них складывается характер рода. Когда ты знаешь, как поступали твои предки, какой выбор делали в профессии, любви, дружбе, — ты лучше понимаешь встроенный в тебя... узор (хотела написать «программу», но нет). Перекликается с теорией родового бессознательного Леопольда Зонди (Судьбоанализ), я ее сторонник, сильно помогает в жизни. Тут я писала об этом. P.S. От тети Тамары у меня есть фото-загадка — моряки с Николаем II. Фото хранилось в семейном альбоме с галочкой на лице матроса. Это Иван Ипатов. Девичья фамилия прапрабабушки — Ипатова. Кем приходится нам Иван, предстоит разгадать. Тут во мне зажигается азарт! Непременно разгадаю.
У меня на ужин сегодня национальное мордовское кушанье — пачат. Из деревни к подруге приехала бабушка с блинами, и Катя угостила меня. Кажется, я наемся одним этим блином 😀 Пышный, мягкий, вкусный! В дрожжевое тесто добавляют мнооого яиц. А больше ничего не знаю. Катя обещала разузнать у бабушки секреты) Пробовали когда-нибудь пачат? А какие блины пекут в вашей семье?
В детстве ни на парадах, ни на встречах с ветеранами, ни с военными фильмами и песнями я не знала таких чувств, как с этой книгой. Впервые в жизни, наверное, она показала мне весь ужас и чудовищность войны. Взяла ее в библиотеке, когда мне было 14. И с первых страниц рыдала. Прошло больше 20 лет, а я телом помню, как вжалась в кресло в своей комнате, с ногами туда забралась и несколько часов кряду читала письма тех, кто не вернулся с войны. В письмах этих было столько любви, нежности к тем, кому их писали, столько жизни. И как это возможно, чтобы они стали последними? К каждому письму — история автора. Как писал, где служил, что случилось потом… фотографии самих писем — где-то спешный живой почерк, а где-то — слабый, прерывистый… Перечитываю, — и благодарю каждого. За подвиг, в котором до конца сохранил в себе эту нежность, доброту и веру. Здесь можно их почитать. С праздником вас, дорогие, с Днём Победы.
Была на днях в Казахстане (Алматы). Понравилось, как казахи вплетают народные узоры в современность. Сейчас в стране подъем национального самосознания, и на фоне этого народный узор — даже на погонах сотрудника пограничного контроля в аэропорту. Круто выглядит. Куда бы ни ступил, везде узор воспроизводит концепт «мы», «наша история» и «все будет хорошо». Я не казашка, но даже в меня это вселяло чувство силы и оптимизма.
Радость этой недели: в Большой Елани (село в Пензенской области) прошел детский мастер-класс по писанкарству. Его провела наша ученица Света Цапулина, (теперь Света работает у нас в Школе ремесел сервисным менеджером). Я не давала Свете такого задания — она сделала это сама, взяв за основу апрельский МК по писанкам в клубе «Родные». Посмотрите, ребята работают настоящими писачками! Писачок — это приспособление для работы с воском при росписи яйца. Света не только технологию показала, но и рассказала о традиции. Света, ты умница! Горжусь тобой и восхищаюсь. ❤️ В Большой Елани живет чуть больше 1000 человек. Я чрезвычайно счастлива, когда вижу результаты нашей работы даже в отдаленных селах и деревнях. Чрезвычайно счастлива, когда вижу, что наши ученики работают с детьми.
В ответ на пост В XIX в. действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский собирал по всей стране коллекцию писанок — яиц, раскрашенных традиционными узорами, которые передавались из поколения в поколение. Он собрал более 2000 рисунков! «У многих мастериц есть известный репертуар писаночных узоров; велик он или мал, но она его знает твердо, он ей передан от предков и вне его она не напишет ни одной писанки», — отмечал Кулжинский. Орнаменты писанок подчинены форме яйца и космогонической идее, которую несет в себе яйцо как символ (тут хорошо бы вспомнить расшифровку сказки о Курочке Рябе, нужно ли ее продублировать?). Рисунок писанки отражает строение Вселенной по вертикали. В основе — универсальные орнаментальные символы: круг, квадрат и мировая ось в виде креста или Древа. Вырисовывались ломаный крест, восьмилучевая розетка. Народ также размещал знаки стихий, растений, орудий труда — все, что было важным для жизни. Традиционные цвета писанки — красный, белый, желтый и черный. Начинают окрашивание с белого и завершают черным. При этом для росписи желательно использовать природные краски. Если используются другие цвета и нарушается структура узора, тогда яйцо называют «малеванкой». Технология такая: на холодное полое или сваренное яйцо наносится горячим воском узор, затем яйцо погружают в разведенную краску. Следующий узор воском — и снова в краску. Когда все готово, воск удаляют. На Руси писанки делали только для подарка, и никогда — для себя. Считалось, что расписанные таким образом яйца приносят здоровье и благополучие, им придавали магические свойства и использовали в охранительных или очистительных ритуалах.