Статьи
1 прочтение · 21 час назад
Две судьбы одной книги. Первая искра ссоры (Часть II)
Продолжаем рассказ про книгу «Страдания и смерть нашего дорогого Спасителя и Господа Иисуса Христа, описанная в четырех Евангелиях» Иоганна Агриколы. В первой части мы обрисовали исторический контекст. Первая искра будущей ссоры вспыхнула в 1526 году между Иоганном Агриколой и другим близким соратником Мартина Лютера – Филиппом Меланхтоном (16 февраля 1497 – 19 апреля 1560), занимавшим должность преподавателя в Виттенбергском университете. В связи с активной реформой образовательной системы внутри университета планировалось учредить новую профессорскую должность на кафедре теологии...
9 прочтений · 4 дня назад
Две судьбы одной книги. Часть I
Книжный памятник «Страдания и смерть Иисуса Христа» Иоганна Агриколы как свидетельство религиозного конфликта между отцом Реформации и его соратником. Сегодня мы решили рассказать вам об одной очень интересной книге из наших фондах. Но рассказ про нее требует некоторого исторического контекста, без которого ее история не настолько яркая и захватывающая. Поэтому мы разбили материал на несколько частей. Сегодня - первая. Музей истории религии богат не только изобразительными, декоративно-прикладными, но и книжными памятниками...
16 прочтений · 6 дней назад
От идеи до монтажа: история создания одной выставки
Мы периодически размещаем материалы наших помощников - студентов, которые проходят практику в музее. Это молодые люди совершенно разных специальностей из разных ВУЗов Петербурга. Сегодня мы бы хотели показать вам репортаж Полины Даниловой, которая проходит практику в пресс-службе Музея и является студенткой СПБГЭТУ "ЛЭТИ". 9 июля в Музее истории религии открылась выставка «Русские мастера. Художественные традиции и идеалы». На ней представлено около 100 предметов, которые используются в литургической практике Православной церкви...
8 прочтений · 1 неделю назад
Те, кого приносят аисты
Открытие выставки Государственного Музея истории религии «Их приносят аисты» было приурочено к Международному дню защиты детей. Выставка остается доступной для ознакомления до 29 сентября 2024 года, располагается она во Входной зоне Музея. Период детства отмечен чудесными событиями в жизни каждого человека, выставка же начинается с представления детских лет не обычных людей, значимых для различных культур и религий. Таким образом, она разделена на несколько тематических блоков. И первый раздел посвящен почитаемым детям и почитанию детства...
23 прочтения · 1 неделю назад
Как возрождаются иконы
После длительной реставрации в музей вернулась икона "Богоматерь Владимирская Волоколамская"! Икона была написана в 1818 году. До революции она находилась в одном из старообрядческих храмов. Поступила в Музей истории религии в 1941 году из Центрального антирелигиозного музея (Москва). Интересно, что автор списка вводит на полях не традиционные образы святителей, а изображения святых: архангела Рафаила, князя Михаила Тверского, преподобного Саввы Сторожевского, великомученицы Екатерины, великомученика Димитрия Солунского, преподобного Ксанфия...
9 прочтений · 2 недели назад
/Новая выставка "Образы и сюжеты Востока в русской и западноевропейской графике из собрания имамов Агеева-Шамсутдинова"/ В собрании Государственного музея истории религии хранится уникальное собрание изготовленных в XVIII – XIX вв. в России, Франции, Англии, Германии «восточных» гравюр, иллюстрирующих политическую жизнь и религиозную культуру Османской Турции. Они были собраны известными московскими имамами Х. Р. Агеевым (1827 – 1913) и А. Х. Шамсутдиновым (1878 – 1937) и поступили в 1947 г. из закрывшегося в Москве Центрального антирелигиозного музея. Выставка впервые представляет графические листы из «Альбома с разными материалами по исламу» как отдельную коллекцию. Цель выставки – рассказать о Хайретдине хаджжи Рафикове Агееве, известном «московском гражданском и военном имаме», руководившем жизнью общины мусульман Москвы на протяжении более 40 лет и первом владельце коллекции. По наследству «Альбом» перешел его зятю Абдулле Шамсутдинову, женатому на дочери Агеева Магире и ставшему имамом московской мечети в 1913 г. (ныне Историческая мечеть на улице Татарской). «Альбом» дополняют таблицы, карты, фотографии, а также вырезки из периодических изданий «Русский паломник» и «Московский листок» за 1878–1880 гг., относящиеся к событиям политической жизни Османской Турции. Вместе с фотографиями и вырезками гравюры были бессистемно вклеены в альбом и до реставрации 2024 года не экспонировались. Всего на выставке будет представлено около 70 экспонатов, 48 из которых – листы из «Альбома». Большая часть гравюр представляет собой иллюстрации к русскому переводу «Полной картины Оттоманской империи» знаменитого османского дипломата и востоковеда-историка армянского происхождения Челепи Игнатиоса Мураджаяна, более известного как Игнатиус Мураджа д’Оссон (1740–1807). Они были отпечатаны в 1795 г. в Гравировальной палате при Академии наук в Санкт-Петербурге на бумаге верже с французского оригинала. Исполнители российских гравюр в большей своей части остаются неизвестными. Труд д'Оссона в России вызвал невероятный интерес. Перевод первого тома был выполнен по «высочайшему соизволению» Екатерины II действительным членом Академии наук, автором одного из лучших переводов Корана с французского на русский, переводчиком её величества М. И. Веревкиным (1732–1795) и снабжен рисунками и таблицами, скопированными с французского издания. Начатое дело не было доведено до конца из-за кончины М. И. Веревкина и последовавшей за этим смерти императрицы. Даже сегодня гравюры поражают своим почти документальным характером. На них запечатлены яркие представители придворных профессий, пышные религиозные и государственные церемонии, величественные дворцы, старинные мавзолеи и мечети, гаремные и бытовые сцены. По поручению д'Оссона 28 художников были направлены во дворцы, усыпальницы и мечети Константинополя (до 1923 года официальное название Стамбула), чтобы максимально точно зарисовать как жилые покои султанов, так и их усыпальницы, в которые ранее не вступала нога ни одного христианина. Наряду с лучшими французскими мастерами над изданием работали мусульманские художники, которых, по словам д'Оссона, ему приходилось убеждать «преодолеть суеверные предрассудки». Наряду с листами, исполненными в России, в коллекцию Агеева-Шамсутдинова вошли гравюры английского художника и архитектора XIX в. Томаса Эллома (1804 – 1872), а также гравюры на стали из совместной мастерской Карла Людвига Фроммеля (1789 – 1863) и Генри Уинклса (1801 – 1860) в Германии. Среди них исполненные с натуры виды Константинополя, зарисовки городской жизни и султанского гарема. Дополняют выставку предметы декоративно-прикладного характера из фонда «Ислам»: именные печати, сосуды для освящения воды, амулет-бозубанд с кораническими цитатами и др. Выставка продлится до 27 октября 2024 года.
13 прочтений · 1 неделю назад
Как немецкая реформаторская церковь превратилась в дом культуры. Архитектура, которой больше нет
У вас никогда не возникало желания на машине времени перенестись в прошлое? Увидеть улицы любимого города такими, какими их видели наши прабабушки и прадедушки? Узнать, как возводились самые известные архитектурные ансамбли Петербурга, как сооружались гранитные набережные, в которые оделась Нева, как устанавливалась Александровская колонна на Дворцовой площади? Мы запускаем статейный сериал, рассказывающий о тех культовых сооружениях, которые исчезли или почти исчезли с карты Петербурга. Это архитектура, которой больше нет...
18 прочтений · 2 недели назад
Открыть печатню и не обанкротиться: главный секрет успешного книгоиздателя в XV–XVII веках
Как в эпоху стремительного распространения печатного слова в Европе можно было открыть свою печатню и преуспеть на зарождающемся книжном рынке? Ответ на этот вопрос не так уж и прост, ведь у даже прославленного отца книгопечатания – Иоганна Гутенберга – это не получилось: имущество типографа было арестовано за долги и позже разошлось по его кредиторам. Увы, но так выглядел путь большинства печатных предприятий в XV–XVII вв. Постоянная конкуренция, дороговизна расходных материалов и сложность технологии...
135 прочтений · 2 недели назад
Михаил Пекарский: человек, поднявший руку на помазанника Божьего
«Не бывало такого никогда в нашем королевстве!» – такие слова вложил анонимный автор новостной газеты XVII века в уста потрясенного правителя Речи Посполитой Сигизмунда III Августа, когда описывал ужаснувшие всю Европу события, произошедшие 15 ноября 1620 года в соборе Иоанна Крестителя в Варшаве. Литератор не ошибся в своей оценке, так как в названный день действительно произошло то, чего ранее не знала польская история: впервые рядовой подданный дерзнул поднять руку на своего короля. Именно такое...
15 прочтений · 3 недели назад
Новая выставка "Первая мировая: взгляд с фронта" Открыли фотовыставку из собрания Музея-заповедника "Старая Сарепта"| Волгоград. Это первый выставочный проект, представленный музеем-заповедником в Санкт-Петербурге. Выставка включает около 50 фотографий из архива С. Б. Лебедюка, внука участника Первой мировой войны и военного фотографа П. И. Кардемского. Архив представляет собой коллекцию уникальных фотографий с Юго-Западного фронта Первой мировой войны, отправленных Павлом Ивановичем Кардемским своей невесте Александре Ивановне Ронжиной. С 1993 года по настоянию Сергея Борисовича Лебедюка он хранится в волгоградском музее. На выставке можно будет увидеть как личные фотографии П. И. Кардемского, примечательно, что одна из них сделана с применением фотомонтажа и представляет собой пять изображений фотографа в разных ракурсах, так и постановочные снимки солдат и офицеров на фоне разных локаций: в лесу и около землянок, на пасеке, в окружения сестер милосердия, около военного госпиталя. Чрезвычайно интересными являются фотографии молебнов перед боями. Русская армия всегда отличалась веротерпимость, поэтому в объектив фотографа попали не только православные священники, но и молитва на мусульманском празднике Курбан-байрам, мусульманский полк на марше. Кстати, в годы Первой мировой войны в русской армии насчитывалось 100 имамов и представителей других конфессий и религий. Особое место на выставке занимает репортажная фотография со сценами атак, работы артиллерии и подготовки оборонительных рубежей. Выставка дополнена графикой на тему Первой мировой войны из собрания Музея истории религии, а также созданным по оригинальным образцам обмундированием. Выставка продлится до 28 августа 2024 года.
13 прочтений · 3 недели назад
Как два брата стали православными покровителями Литвы. Часть 2
В первой части мы рассказали историю самих братьев, а также о событиях. которые за этим последовали. Сегодня мы продолжаем рассказ об иконе свв. Антония, Ионна и Евстафия. Мы перенесемся на несколько столетий назад и окажемся в середине XVII века в разгар Русско-Польской войны. Впрочем в дальнейшем Москва продолжала изъявлять притязания на все восточнославянские земли, в том числе претендуя и на церковную власть над ними. Это пытался безуспешно делать Иван Грозный в ходе Ливонской войны. Чуть большего удалось достигнуть в середине XVII в...
18 прочтений · 3 недели назад
Как два брата стали православными покровителями Литвы
Материал о виленских святых получился настолько обширным, что мы решили разделать его на две части. Сегодня первая, которая расскажет о том, как братья Круглец и Нежило из окружения князя Ольгерда приняли православие и что случилось потом. В собрании Государственного музея истории религии имеются предметы, происходящие из Литвы и относящиеся как к католической традиции, так и к православной. Среди них есть живописная икона трёх православных виленских (вильнюсских) мучеников, напоминающая о сложной истории, как самого Литовского государства, так и православной церкви в Литве...
Видео