Найти тему
Статьи
3 прочтения · 3 дня назад
Кто был первым канонизированным святым в Синодальный период? История святого на примере редкой шитой иконы
В 1721 г. император Петр Iучредил Святейший Правительствующий Синод – верховный орган управления Русской церковью. По упразднению патриаршества, именно Синод занимался всеми церковными вопросами, в том числе и канонизацией святых. Решение о прославлении того или иного святого не могло быть принято без одобрения монарха. Только спустя 36 лет после образования Синода был прославлен первый общецерковный святой – в 1757 г. состоялось канонизация Димитрия Ростовского. Дело рассматривалось в Синоде целых...
5 прочтений · 1 неделю назад
Какие удивительные находки встречаются в Научной библиотеке: автографы купца-мецената А. А. Бахрушина
В фонде Научной библиотеки ГМИР хранятся два экземпляра книги протоиерея, известного церковного краеведа, Речменского Александра Ивановича «Походная церковь императора Александра I» (М.,1912). Это библиофильское юбилейное издание, отпечатанное к 100-летию Великой Отечественной войны 1812 года. Текст напечатан на бумаге верже великолепного качества, переплет цельнокожаный, украшенный золотым тиснением в виде двуглавого орла с монограммой «А I» на передней крышке и с овальным суперэкслибрисом с двуглавым орлом и орденом Андрея Первозванного на задней...
29 прочтений · 2 недели назад
Замок Святого Ангела: от резиденции Папы римского до тюрьмы Калиостро
Удивительна атмосфера средневековых замков! Величественные, грозные и вместе с тем поражающие своей красотой строения сегодня продолжают вызывать восторг многих, кому довелось любоваться ими, даже если иногда это возможно сделать лишь «глазами» художников и граверов. Музей истории религии также хранит несколько прекрасных изображений старинных замков, истории обитателей которых покрыты тайной. Ключевую роль в жизни западноевропейского средневекового общества играла Католическая церковь. Папа Римский, как наместник Господа на земле, был окружен поистине царской роскошью...
19 прочтений · 3 недели назад
Российская корона, утраченная в годы Смутного времени. Какова драматическая судьба Астраханской шапки?
К 1605 году – времени прихода к власти Лжедмитрия I в Москве – в русской казне хранились четыре царских венца, которые в ту пору назывались «шапками». Их перечень нам хорошо известен: это была шапка Мономаха, являющаяся старейшей русской «короной», и еще три венца, изготовленные по случаю присоединения к России новых территорий: Казанского, Астраханского и Сибирского царств. Наибольший интерес у историков вызывает драматичная судьба шапки Астраханского царства, которая, неожиданно для русских современников Смуты, стала важнейшей реликвией и символом власти уже в совершенно другом государстве...
2 прочтения · 3 недели назад
Две судьбы одной книги. Спор длиной в жизнь (Часть IV)
Публикуем завершающую часть про книгу Иоганна Агриколы. Если вы присоединились к нас только сейчас, вот ссылка на часть I, часть II и часть III. В течение трех последующих лет Лютер боролся против идей человека, который был его ближайшим соратником и другом. Реформатор с горечью писал: «О, как больно, когда человек теряет хорошего друга, которого очень любит! Он был моим добрым товарищем, смеялся со мной и был весел; но он выступил против меня. Ибо это худшая из совершенных ошибок – отвергать закон»...
4 прочтения · 1 месяц назад
Две судьбы одной книги. Письмо, которое подожгло Рейн (Часть III)
Представляем наш рассказ о книге, в истории создания которой тесно переплелись богословский и личностный конфликты, стремление к истине и карьерные амбиции, желание логически завершить концепцию спасения, предложенную Лютером, и попытка преодолеть открывавшиеся в реформированном учении противоречия. После диспута в Торгау Иоганн Агрикола вновь стал принимать активное участие в важных событиях проводимой Лютером реформы. Он вместе с Филиппом Меланхтоном сопровождал друга на Шпайерском (1529 г.) и Аугсбургском (1530 г...
4 прочтения · 1 месяц назад
Две судьбы одной книги. Первая искра ссоры (Часть II)
Продолжаем рассказ про книгу «Страдания и смерть нашего дорогого Спасителя и Господа Иисуса Христа, описанная в четырех Евангелиях» Иоганна Агриколы. В первой части мы обрисовали исторический контекст. Первая искра будущей ссоры вспыхнула в 1526 году между Иоганном Агриколой и другим близким соратником Мартина Лютера – Филиппом Меланхтоном (16 февраля 1497 – 19 апреля 1560), занимавшим должность преподавателя в Виттенбергском университете. В связи с активной реформой образовательной системы внутри университета планировалось учредить новую профессорскую должность на кафедре теологии...
12 прочтений · 1 месяц назад
Две судьбы одной книги. Часть I
Книжный памятник «Страдания и смерть Иисуса Христа» Иоганна Агриколы как свидетельство религиозного конфликта между отцом Реформации и его соратником. Сегодня мы решили рассказать вам об одной очень интересной книге из наших фондах. Но рассказ про нее требует некоторого исторического контекста, без которого ее история не настолько яркая и захватывающая. Поэтому мы разбили материал на несколько частей. Сегодня - первая. Музей истории религии богат не только изобразительными, декоративно-прикладными, но и книжными памятниками...
19 прочтений · 1 месяц назад
От идеи до монтажа: история создания одной выставки
Мы периодически размещаем материалы наших помощников - студентов, которые проходят практику в музее. Это молодые люди совершенно разных специальностей из разных ВУЗов Петербурга. Сегодня мы бы хотели показать вам репортаж Полины Даниловой, которая проходит практику в пресс-службе Музея и является студенткой СПБГЭТУ "ЛЭТИ". 9 июля в Музее истории религии открылась выставка «Русские мастера. Художественные традиции и идеалы». На ней представлено около 100 предметов, которые используются в литургической практике Православной церкви...
9 прочтений · 1 месяц назад
Те, кого приносят аисты
Открытие выставки Государственного Музея истории религии «Их приносят аисты» было приурочено к Международному дню защиты детей. Выставка остается доступной для ознакомления до 29 сентября 2024 года, располагается она во Входной зоне Музея. Период детства отмечен чудесными событиями в жизни каждого человека, выставка же начинается с представления детских лет не обычных людей, значимых для различных культур и религий. Таким образом, она разделена на несколько тематических блоков. И первый раздел посвящен почитаемым детям и почитанию детства...
25 прочтений · 1 месяц назад
Как возрождаются иконы
После длительной реставрации в музей вернулась икона "Богоматерь Владимирская Волоколамская"! Икона была написана в 1818 году. До революции она находилась в одном из старообрядческих храмов. Поступила в Музей истории религии в 1941 году из Центрального антирелигиозного музея (Москва). Интересно, что автор списка вводит на полях не традиционные образы святителей, а изображения святых: архангела Рафаила, князя Михаила Тверского, преподобного Саввы Сторожевского, великомученицы Екатерины, великомученика Димитрия Солунского, преподобного Ксанфия...
10 прочтений · 2 месяца назад
/Новая выставка "Образы и сюжеты Востока в русской и западноевропейской графике из собрания имамов Агеева-Шамсутдинова"/ В собрании Государственного музея истории религии хранится уникальное собрание изготовленных в XVIII – XIX вв. в России, Франции, Англии, Германии «восточных» гравюр, иллюстрирующих политическую жизнь и религиозную культуру Османской Турции. Они были собраны известными московскими имамами Х. Р. Агеевым (1827 – 1913) и А. Х. Шамсутдиновым (1878 – 1937) и поступили в 1947 г. из закрывшегося в Москве Центрального антирелигиозного музея. Выставка впервые представляет графические листы из «Альбома с разными материалами по исламу» как отдельную коллекцию. Цель выставки – рассказать о Хайретдине хаджжи Рафикове Агееве, известном «московском гражданском и военном имаме», руководившем жизнью общины мусульман Москвы на протяжении более 40 лет и первом владельце коллекции. По наследству «Альбом» перешел его зятю Абдулле Шамсутдинову, женатому на дочери Агеева Магире и ставшему имамом московской мечети в 1913 г. (ныне Историческая мечеть на улице Татарской). «Альбом» дополняют таблицы, карты, фотографии, а также вырезки из периодических изданий «Русский паломник» и «Московский листок» за 1878–1880 гг., относящиеся к событиям политической жизни Османской Турции. Вместе с фотографиями и вырезками гравюры были бессистемно вклеены в альбом и до реставрации 2024 года не экспонировались. Всего на выставке будет представлено около 70 экспонатов, 48 из которых – листы из «Альбома». Большая часть гравюр представляет собой иллюстрации к русскому переводу «Полной картины Оттоманской империи» знаменитого османского дипломата и востоковеда-историка армянского происхождения Челепи Игнатиоса Мураджаяна, более известного как Игнатиус Мураджа д’Оссон (1740–1807). Они были отпечатаны в 1795 г. в Гравировальной палате при Академии наук в Санкт-Петербурге на бумаге верже с французского оригинала. Исполнители российских гравюр в большей своей части остаются неизвестными. Труд д'Оссона в России вызвал невероятный интерес. Перевод первого тома был выполнен по «высочайшему соизволению» Екатерины II действительным членом Академии наук, автором одного из лучших переводов Корана с французского на русский, переводчиком её величества М. И. Веревкиным (1732–1795) и снабжен рисунками и таблицами, скопированными с французского издания. Начатое дело не было доведено до конца из-за кончины М. И. Веревкина и последовавшей за этим смерти императрицы. Даже сегодня гравюры поражают своим почти документальным характером. На них запечатлены яркие представители придворных профессий, пышные религиозные и государственные церемонии, величественные дворцы, старинные мавзолеи и мечети, гаремные и бытовые сцены. По поручению д'Оссона 28 художников были направлены во дворцы, усыпальницы и мечети Константинополя (до 1923 года официальное название Стамбула), чтобы максимально точно зарисовать как жилые покои султанов, так и их усыпальницы, в которые ранее не вступала нога ни одного христианина. Наряду с лучшими французскими мастерами над изданием работали мусульманские художники, которых, по словам д'Оссона, ему приходилось убеждать «преодолеть суеверные предрассудки». Наряду с листами, исполненными в России, в коллекцию Агеева-Шамсутдинова вошли гравюры английского художника и архитектора XIX в. Томаса Эллома (1804 – 1872), а также гравюры на стали из совместной мастерской Карла Людвига Фроммеля (1789 – 1863) и Генри Уинклса (1801 – 1860) в Германии. Среди них исполненные с натуры виды Константинополя, зарисовки городской жизни и султанского гарема. Дополняют выставку предметы декоративно-прикладного характера из фонда «Ислам»: именные печати, сосуды для освящения воды, амулет-бозубанд с кораническими цитатами и др. Выставка продлится до 27 октября 2024 года.
Видео