Найти в Дзене
Из собрания графа Каминского. Новое о картине венецианского художника XVI века «Поклонение волхвов»
Из собрания графов Каменских Картина «Поклонение волхвов»[1] была подарена Радищевскому музею в 1906 году жителем Саратова, действительным статским советником, Владимиром Михайловичем Козловым. По утверждению дарителя, со ссылкой на известный ему каталог коллекции, картина происходит из орловского имения графа С.М. Каменского и является произведением немецкого художника Рафаэля Менгса (1728-1799)[2]. Атрибуция произведения была принята в музее, а картина выставлена в постоянной экспозиции. В 1915 году в разделе немецкой живописи её отметил киевский историк искусств С...
5 месяцев назад
Ярославская икона «Святая Троица Ветхозаветная» из собрания Саратовского Радищевского музея
В Саратовском Радищевском музее хранится небольшая, но интереснейшая коллекция икон периода расцвета иконописной школы Ярославля – XVII века. Коллекция – девять икон – была передана из Ярославского художественного музея в 1958 году. Все они находились в плохом состоянии. В процессе восстановительной работы на одной иконе был обнаружен номер описи, составленной в 1920-х годах сотрудником ярославского музея Н.В. Перцевым[1], по которому было определено место бытования образа «Святая Троица Ветхозаветная»...
7 месяцев назад
К атрибуции картин «Крещение Господне» Я. Бертойи и «Мадонна с Младенцем и ангелами» мастерской П. Перуджино
В конце 2024 года телеканал «Культура» демонстрировал серию фильмов «Галерея». Они рассказали о поездках исследователя итальянской живописи В.Э. Марковой (ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва) по музеям России. В круг внимания ученого попал и наш Радищевский музей. Приезд знатока всегда важен для исследования коллекции. На этот раз В.Э. Маркову заинтересовали две итальянские картины: «Крещение Господне», приписывавшегося кисти пармского художника XVI века Якопо Бертойи [1] и «Мадонна с Младенцем и ангелами» мастерской П...
10 месяцев назад
Радищевский музей продолжает рассказать о своих экспонатах В 1649 году в австрийском иезуитском коллеже поставили пьесу по ветхозаветной Книге Юдифи. Главную роль исполнил 14-летний граф Пал Эстерхази, готовившийся к спектаклю с учителем, патером Матье.Спектакль стал настолько важным, что юного графа изобразили в образе Юдифи в женском платье. Этот необычный портрет, вероятно, заказал патер Матье, чтобы сохранить память о событии. Спустя 30 лет Пал Эстерхази, уже князь, велел использовать этот образ для своего парадного портрета, подчеркивая, что роль Юдифи стала для него символом защиты родины и веры. Он вошел в историю как герой, спасший Вену от османов.Подробнее о спектакле и портрете Пауэля Эстерхази читайте на нашем сайте: clck.ru/...8xx - Западноевропейский художник XVII века. Портрет графа Пала Эстерхази. 1650. Радищевский музей - Западноевропейский художник XVII века. Портрет графа Пала Эстерхази. Замок Форхтенштайн, Австрия
10 месяцев назад
А.Н. Радищев. История одного портрета
Автор: Фёдорова Галина, искусствовед Именно в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева находится единственный подлинный прижизненный портрет, по которому мы представляем себе облик великого русского просветителя. Художественный музей в Саратове — самый первый в русской провинции. Он был торжественно открыт 29 июня 1885 года и с первого дня носит имя А.Н.Радищева. Таково было желание его внука Алексея Петровича Боголюбова, основателя музея. Он хотел оставить замечательный памятник Радищеву именно в Саратове, так как его дед родился в имении Верхнее Аблязово, принадлежавшем Саратовской губернии...
11 месяцев назад
ЭСКИЗЫ А.П. БОГОЛЮБОВА К КАРТИНЕ «СРАЖЕНИЕ РУССКОГО ГАЛЕРНОГО ФЛОТА С КОРАБЕЛЬНЫМ ШВЕДСКИМ ФЛОТОМ В 1714 Г. У МЫСА ГАНГУТ»
Материал подготовлен Ярославкиной Юлией Викторовной В июле - августе 2014 года в России и в зарубежных странах будет отмечаться 300  - летие победы в Гангутском сражении — первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут. Гангутский рубль, выпущенный в 1914 году, стал последней памятной монетой Царской России. В исторических справках говорится, победа при Гангуте в 1714 году, стала первой для России победой на море, и важность ее шла далеко за пределы...
1 год назад
Поздравляем со Всемирным днем фотографии! В этот день мы расскажем о том, как к фотоискусству подходил художник-символист В.Э. Борисов-Мусатов. Виктор Эльпидифорович начал фотографировать учась в частной студии Фернана Кормона в Париже в 1895-1898 годах. Тогда же, возможно, он и приобрел свою первую фотокамеру фирмы «Кодак». Сам художник не относился с полной серьезностью к фотоискусству, отдавая предпочтение живописи. В своих письмах он писал так: «...либо фотография, либо живопись». Однако сегодня и любители и профессионалы фотографии могут заметить как и техническое мастерство Борисова-Мусатова, так и художественное В.Э. Борисова-Мусатова. Он нередко задействовал в качестве своих моделей жену Елену Александрову и сестру Елену, а также натурщиц. Уже по первым постановочным снимкам можно сделать вывод, что Мусатов был знаком с приёмами пикториальной фотографии — направления, которое вдохновлялось эстетикой живописи. Бесспорно можно говорить о том, что фотографии В.Э. Борисова-Мусатова по стилю и духу близки к его живописи, а во многом и становятся прообразом его работ, сделанных на холсте, как например снимок двух Елен около зубриловского пруда (на 4 снимке).
1 год назад
Сегодня родился Иван Билибин
16 августа в 1876 году родился художник Иван Билибин — известный книжный иллюстратор. Будущий художник рос в семье, где ценили искусство, особенно живопись. Поэтому с ранних лет он проявлял интерес к творчеству. На него произвели большое впечатление работы Виктора Васнецова, и это вдохновило его на создание иллюстраций к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке» в 1899 году. Всю свою жизнь художник посвятил созданию книжных иллюстраций и оформлению театральных декораций...
1 год назад
Ваза с росписями А.П. Боголюбова
Россия, Саратов, 1885 год. 30 июня при большом стечении народа был торжественно открыт для публики Радищевский музей. Основу его коллекции составили произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, переданные в дар основателем музея Алексеем Петровичем Боголюбовым. Среди подаренных вещей было несколько предметов дальневосточной керамики. Один из них был внесен в Инвентарь Радищевского музея со следующей записью «Японская большая лампа. Цилиндрическая подставка настоящая, а самая лампа–подражание, расписана А...
1 год назад
Об изданиях русской гражданской печати периода 1711-1800 гг.
Саратовский Радищевский музей обладает богатейшим книжным фондом. Появлению библиотеки музей обязан его основателю А.П. Боголюбову, который передал музею собранные им издания. Этим материалом мы начинаем рассказ об одном из разделов редких книг, а именно об изданиях русской гражданской печати периода 1711-1800 гг. Издания первой четверти XVIII века тесно связаны с преобразованиями Петра I. Они разнообразны по содержанию и форме. Значительную часть составляет учебная литература, необходимая для подготовки военных и морских специалистов, издания по организации армии и флота...
1 год назад
"Белое золото". Фарфор Китая в Собрании Радищевского музея
Коллекция китайской керамики в Саратовском музее имени А.Н. Радищева насчитывает около 120 единиц и включает в себя произведения искусства, изготовленные в XVIII-ХХ веках. Это изделия разнообразных форм - вазы, чаши, блюда, тарелки, чайники, чашечки и фигурки - которые, по большей части, производились на экспорт в Европу и Америку. Фарфоровые предметы декорированы в техниках, характерных для фарфора эпохи Цин: росписью кобальтом, полихромной росписью (кобальтом и красной железной краской, эмалевыми красками в гамме «розового семейства»), рельефным орнаментом...
1 год назад
Картина «В старом доме» С.Ю. Жуковского. Мотив с распахнутым окном.
Из цикла «Искусствовед рассказывает» Автор: Ступина Ангелина Сергеевна Как часто, рассматривая картины в залах Радищевского музея, мы невольно останавливаем взгляд на изображениях древних руин, храмов, монастырей, зáмков, павильонов, беседок, усадеб, парков. В большинстве случаев эти архитектурные строения и природные ландшафты остаются для нас загадками, продолжая десятилетиями и веками хранить свои секреты. Некоторые дошли до наших дней, иные были разрушены временем или рукой человека. Но запечатленные...
1 год назад