Найти в Дзене
Монастырь и мир в Древней Руси
Глава 11. Монастырь и мир Сродники Принимая монашеский постриг, человек оставлял свое прежнее имя и получал новое. Тем самым он отрезал от себя свою прежнюю жизнь в миру, привязанности и родство. Преподобный Нил Сорский говорил так: среди монахов «есть и такие, кто кичится своим происхождением от известных родителей или тем, что сродников имеет в мирской славе пребывающих, или тем, что в сане каком или в чести в миру был. Это безумие. Это подобает скрывать». Некоторые святые называли себя «невеждами...
10 часов назад
Иноческий быт в монастырях Древней Руси
Глава 10. Иноческий быт Бытовые подробности редко встречаются на страницах житий. Русские монахи умели уделять немного внимания этой стороне земной жизни. Все, что мы знаем о быте иноков, известно главным образом из описей монастырского имущества. Сохранившиеся предметы обихода и предметы монашеской одежды того времени являются бесценным дополнением к этой не очень подробной картине. Быт монахов определялся основными правилами общежительного монастыря: всем иметь все равное, простое и дешевое, нужное, а не излишнее, и ничего не называть своим...
2 дня назад
Как питались иноки монастырей Древней Руси
Глава 9. Монастырская трапеза ... В Житии преподобного Иосифа Волоцкого рассказывается, что в голодные времена у братии никогда не было медового кваса и калачей, а ели иноки «от семян» (видимо, конопляное семя) и пили воду. Только в те дни, когда кто-нибудь из христолюбцев жертвовал милостыню на корм братии, на монашеском столе появлялись хлеб, рыба и квас житный (хлебный). Однажды в голод у ворот монастыря собралось сразу около семисот человек, не считая малых детей. Преподобный Иосиф повелел отвести детей в странноприимницу (гостиницу) и накормить...
3 дня назад
Монастырская трапеза в Петров пост на Севере Древней Руси
Глава 9. Монастырская трапеза ... Петров пост относится к числу трудных постов, его продолжительность может меняться от двух до четырех-пяти недель. В последнем случае он по сложности приближается к Великому посту. Тяжесть Петрова поста усугубляется тем, что проходит он в начале лета, когда овощей и ягод нового урожая еще нет, а старые уже съели за зиму. Единственными «витаминными» продуктами в это время оставались традиционная квашеная капуста и квас. Как некое послабление во вторник, четверг,...
3 дня назад
Обретение мощей и канонизация святых в Древней Руси
Важнейшим событием в истории любого монастыря была канонизация его основателя. Иногда, хотя и далеко не всегда, прославление святого сопровождалось или следовало за обретением его мощей (нетленных останков тела). Поклонение святым мощам в Православной Церкви основано на учении святых апостолов. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам, не спрашивая, а утверждая, говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа!» (1 Кор. 6, 19). Тела святых еще при жизни становились...
4 дня назад
Келейное правило в древнерусских монастырях
Молитвы и поклоны, которые инок творил в своей келье, не случайно назвали правилом, ибо именно они, по мнению старцев, учили монаха правильно жить. Келейное правило у всех было разным, точно так же, как все люди отличаются друг от друга по своей крепости и устроению. В монастырях обычно говорили: «Келья устава не имат (не имеет. — Е.Р.)», то есть устав не определял келейного правила, меру и образ правила каждому монаху давал настоятель либо духовный наставник, старец. Так, преподобный Иосиф Волоцкий...
5 дней назад
Поминание усопших в древнерусских монастырях
Важной частью монастырского повседневного богослужения были поминания иноков и благотворителей обители. В своем завещании преподобный Евфросин Псковский повелел служить сорокоуст (40 литургий) по умершим инокам и мирянам, подвизавшимся в монастыре два или три года (ААЭ. Т. 1. № 108). Сохранилось завещание преподобного Нила Сорского, в котором он просит братию скита отслужить за него сорокоуст. Подобные завещания всегда свято соблюдались. На сороковой день после преставления по монастырскому обычаю устраивали корм на помин души почившего игумена или инока...
1 неделю назад
Как праздновали в Кирило-Белоезерском монастыре день его святого основателя в древние времена
В Кирило-Белоезерском монастыре 9 июня* — день памяти основателя монастыря — был особенно радостным и праздничным для всей округи. Как мы знаем из Жития преподобного Александра Ошевенского, со всех сел стекались в обитель богомольцы. Преподобный Кирил был любимым и почитаемым святым, многим в своей жизни довелось испытать его чудесную помощь и заступничество. Накануне праздника, 8 июня, перед обедней служили молебен за всех православных христиан. Священники и диаконы надевали «бязинные» ризы (из бязи)...
1 неделю назад
Прп. Викентий Новокрупецкий Чудотворец (прот. Андрей Марченко)
ПРЕПОДОБНЫЙ ВИКЕНТИЙ НОВОКРУПЕЦКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ О рождении и юности преподобного Викентия, к сожалению, ничего не известно, кроме того, что в конце 17 века он пришел из Московских пределов на Ветку еще в первых годах ее заселения великорусскими выходцами. Когда на Ветке начались гонения на поборников Древлеправославной веры, преподобный Викентий избежал «первой ветковской выгонки» (принудительного переселения древлеправославных христиан в приделы Российской Империи в 1735 г.). Он поселился в Лаврентьевском монастыре, где впоследствии принял схиму...
1 неделю назад
3 чина приходящих к Святой Божьей Соборной и Апостольской Церкви
Изъявление трех чинов о приходящих к Святеи Церкви, три чины обретаем, о приходящих к Святеи Божии Соборнеи и Апостольстеи Церкви по свидетельству иже от правил Тимофеа прозвитера великиа церкви Костянтинаграда. Первыи чин есть требующим святого Крещениа, приходящих от жидов или от срацын, или от латыни, или от различных ересеи в них же родишася, а инии крещени бывше от еретик, а преже того не имели от правоверных Крещениа, и сих достоит совершено крестити, яко же выше о сем писано свидетельство от Божественых правил...
1 неделю назад
Правила святого апостола Павла
Аще кто имать вражду на кого, в храм да не входит, ниже приносы его, дондеже примирится: ибо молитва его в клятву, и грех вменяется, да творит же на всяк день поклонов пятьдесят. Аще кто во время причастия печаль имея на брата, не даст ему мира, да будет отлучен. Укоряяй и проклинаяй искренняго да отлучится три дни сухо ядый с водою. Писано бо есть : глаголяй брату своему рака или уроде, повинен есть геене огннеей. Аще кто укорит священника, да запретится лето едино. Аще даст ему заушание, или с древом, да запретится три лета: аще и священник простит ему согрешения...
1 неделю назад
Богослужение в монастырях Древней Руси
Глава 8 Богослужение Слово «богослужение» буквально раскрывается как служение Богу. Вся монашеская жизнь была не чем иным, как постоянной, ежеминутной службой Богу, и церковное богослужение всегда составляло сердцевину и главный смысл монастырского бытия. На молитве в храме или в келье монах проводил большую часть времени, но церковная молитва почиталась святыми отцами неизмеримо выше молитвы келейной. Преподобный Евфросин Псковский говорил так: «Если и всю ночь простоишь в своей келье на молитве, это не сравняется одному общему «Господи помилуй» (Серебрянский...
1 неделю назад