Найти в Дзене
Карта окрестностей Самары 1927 года
Перед Вами карта окрестностей Самары 1927 года. Удивляет, что ещё в то время уже существует многое из того, что мы имеем сейчас. Многое безвозвратно утрачено. Уже существуют Сорокиы хутора. Рядом с ними располагается питомник, который в наши дни известен опытная станция садоводства в посёлке жигулёвские Сады. Огромный дачный массив занимает территорию частного сектора в Постниковом Овраге (район спуска улицы лейтенанта Шмидта) и далее вплоть до самых отдалённых домов на 9-ой Просеке, он простирается между берегом Волги и улицей Ново-Садовой...
119 читали · 3 недели назад
Первый подшипниковый завод в Москве-этапы становления и его эвакуация в Саратов, Куйбышев (Самару), Томск и Свердловск (Екатеринбург)
Производство подшипников в России началось в 1916 году в Москве на основе шведской подшипниковой компании «Шарикоподшипник», здания которой были построены в том же году. Учредителями были Э. Л. Нобель и А. Ф. Черберг. После Революции предприятие было национализировано и являлось единственным в стране производителем подшипников различного назначения. Рабочие этого завода участвовали в строительстве и запуске в 1932 году ещё одного подшипникового завода в Москве. Новый завод получил номер «1» и стал называться «Первый государственный подшипниковый завод» (ГПЗ – 1)...
3 недели назад
Становление ГПЗ-4 после эвакуации 1941 г. из Москвы в г.Куйбышев ( ныне г.Самара )
Итак, эвакуирован из Москвы Первый государственный подшипниковый завод, мощности которого должны были разместиться в Куйбышеве. Эвакуации подлежали не только станки и оборудование завода, но и его рабочие вместе с семьями и личными вещами. Все эвакуированные в Куйбышев заводы должны были разместиться на Безымянке. Эвакуированный московский ГПЗ-1 не должен был стать исключением. Для того чтобы понять всё то, через что прошлось пройти работникам завода, осваиваясь на новом месте, обратимся к книге Надежды Волковой «Как мы жили в советское время»...
1 месяц назад
История ГПЗ-4 в городе Самаре ( ранее Куйбышев)
Фронт ждать не мог. Для оборонных предприятий в первую очередь нужны были танковые подшипники. Но делать их в Куйбышеве было некому, поскольку цех танковых подшипников №2 был отправлен в Томск, куда он добирался целый месяц. Однако, там места для большого цеха не нашлось, и тогда Госкомитет обороны вернул цех в Куйбышев, куда он добирался ещё дольше. Благо отделение шариковых подшипников о сразу приехало на Волгу. Подшипниковый завод в Куйбышеве начал работать в ноябре 1941 года, а 21 ноября 1941...
1 месяц назад
История завода им. Масленникова (ЗИМ) в Самаре
В 1906 году  император Николай II издал указ «О строительстве военных заводов на казённые средства». В 1909 году была организована хозяйственная комиссия по строительству Самарского трубочного завода. Предполагалось,  что основной продукцией нового завода будут дистанционные взрыватели (трубки) для артиллерийских снарядов. Строительство завода на территории бывшего Самарского ипподрома между Аннаевским и Постниковым оврагами началось 25 мая 1910 года и осуществлялось иностранными фирмами. Земляные...
129 читали · 1 месяц назад
История завода «Сокол» (КМЗ-1), который в 1941 году эвакуировался из Киева в Оренбург, но застрял в Куйбышеве ( г. Самара), где и остался
Изначально в Киеве существовал военно-механический завод №1. А в 1941 году, когда началась Великая отечественная война, было принято решение эвакуировать завод в Оренбург. Так получилось, что платформы с заводским оборудованием застряли на станции Куйбышев. И ни назад, и ни вперед. Железная дорога забита. Пропускают только особо важные грузы. Оборудование механического завода к таковым не относилось. Тогда было принято решение обосновать завод в Куйбышеве. С этого времени ведёт свою историю завод...
1 месяц назад
История авторемонтного завода (Авторемзавода), который в 1941 году был эвакуирован из Могилева в Куйбышев ( ныне г. Самара)
Могилёвский авторемонтный завод был основан в 1935 году.  В конце 1930-х годов Могилевский АРЗ фактически был оборонным предприятием – значительную часть его программы составляли спецзаказы. Он был основной ремонтной базой для автомобильных и бронетанковых частей Западного Особого Военного округа. В 1941 году завод был эвакуирован в Куйбышев. В условиях военного времени было освоено производство двигателей для штурмовиков Ил-2. Сам завод в этот период находился в статусе части моторостроительного производства, филиала завода на Безымянке...
2 месяца назад
История завода им. Тарасова (КАТЭК)
В начале 30-х годов в Самаре началось строительство карбюраторно-арматурного завода. Впервые в истории страны такой завод был спроектирован самостоятельно государственным институтом «Гипроавтопром». Для создаваемой в то время отечественной автомобильной промышленности нужны были карбюраторы, за которые приходилось платить миллионы рублей золотом Форду. «Ни гроша «Форду» — даешь советский карбюратор!»- под таким лозунгом трудились строители завода. Завод был построен в 1934 году. 4 октября 1934 года литейный цех выпустил первую партию продукции...
2 месяца назад
История шоколадной фабрики «Россия»
Фабрика строилась в городе Куйбышеве по проекту итальянской фирмы «Карле и Монтанари». Дирекция строящегося предприятия была образована в соответствии с решением Совета Министров СССР от 6 июля 1968 года. 31 декабря 1969 года государственной комиссией был подписан акт о сдаче нового объекта в промышленную эксплуатацию. Решением Совета Министров СССР от 14 января 1970 года новое предприятие получило официальное название «Куйбышевская шоколадная фабрика «Россия» и было включено в подчинение Главного управления кондитерской промышленности Министерства пищевой промышленности РСФСР...
2 месяца назад
История Самарской ТЭЦ
Самарская ТЭЦ расположена на месте бывшего озера. Фундамент укреплён 18-метровыми сваями. Изначально Куйбышевская ТЭЦ проектировалась как станция повышенной заводской готовности. Оборудование поступало на стройплощадку уже частично смонтированным в блоки, что позволяло сократить время строительства важного для города энергетического объекта. Впервые в СССР опробован крупноблочный монтаж ТЭЦ с её обилием паро- и трубопроводов. 1 ноября Куйбышевская ТЭЦ введена в эксплуатацию. Куйбышевская ТЭЦ была...
2 месяца назад
Грузовые трамвайные перевозки в годы Великой Отечественной Войны
Очень интересный факт из истории СССР и нашего города в частности заключается в том, что около 75% всех внутригородских грузов в годы Великой Отечественной войны, а, также, в предвоенный и послевоенный периоды, перевозилось рельсовым транспортом «Рельсовый транспорт» – весьма нетипичная для нашего времени формулировка, объединяющая в себе как железнодорожный транспорт (появился в Самаре в 1875 году), так и трамвай (в Самаре с 1915 года). В ряде городов именно трамвай осуществлял основную долю перевозок различных грузов в то время, выполняя, в том числе, и роль стратегического вида транспорта...
2 месяца назад
В городе Куйбышев ( Самара ) в годы войны эвакуированный институт авиационных материалов создал бензобаки из ткани
В Куйбышеве не было боевых действий. Но здесь тыл стал фронтом: руками куйбышевцев и сотен тысяч эвакуированных в годы войны были построены заводы, институты, больницы, детские учреждения...И сегодня важно увековечить их самоотверженный созидательный труд, их вклад в Победу над фашизмом. Важно это, в первую очередь, для нас, и будущих поколений. Чтобы помнили. Чтобы знали, что Самара - это город трудовой славы. Создали двигатели из ткани А работали тогда круглосуточно: вкалывали, что называется, по-черному - и жители Куйбышева, и жители области, и эвакуированные, и заключенные...
3 месяца назад