Закреплено автором
Политехнический музей
Почему отечественные космические корабли долетают до МКС всего за три часа, а зарубежные — только за сутки?
44,5K · 3 недели назад
Политехнический музей
Почему у нас не остаётся воспоминаний о раннем детстве?
15,7K · 1 неделю назад
Статьи
10 прочтений · 5 часов назад
Семь чудес промышленной Москвы *** Лекция *** 18 мая самые яркие и значимые технические достижения промышленности Москвы в конце XIX — начале XX века рассмотрим на лекции «Семь чудес промышленной Москвы» на выставке «Политехнический музей: приближая будущее» в Музее Москвы. Вы узнаете, как развивались экономика и промышленность дореволюционной Москвы, какое влияние этот период оказал на национальную промышленность и техническую культуру всей России, а также какие достижения нашли применение в повседневной жизни москвичей. Лектор — историк, культуролог и специалист по промышленному наследию, старший научный сотрудник Музея Москвы Инна Крылова расскажет о семи ярких примерах технического прогресса того времени, научных и технических прорывах, которые поражали современников и сыграли ключевую роль в развитии экономики дореволюционной Москвы. Подтверждением слов лектора станут экспонаты Политехнического музея, представленные на выставке. Вход на лекцию бесплатный, но по предварительной регистрации по ссылке.
9 прочтений · 5 часов назад
Дело техники: блокчейн *** Лекция *** 23 мая 2024 года Политехнический музей в Музее Москвы проведёт лекцию о технологии блокчейна, истории её появления и использовании в разных сферах. Технология блокчейна, упрощённо говоря — цепочки блоков информации, связанных друг с другом по определённым правилам, обсуждается не только в финансовом мире. Она активно используется в сфере хранения и обработки данных, в логистике, в индустрии искусства. Применяется блокчейн и в музейной деятельности, например, для создания NFT-токенов (цифровых объектов), связанных с экспонатами. Что такое блокчейн на самом деле и действительно ли прозрачность, доступность и децентрализация станут стандартом работы с данными в будущем, вы узнаете в процессе дискуссии экспертов. Фундаментом для создания этой технологии послужили наработки в таких сферах, как вычислительная техника, микроэлектроника, компьютерные сети и криптография. Также слушатели познакомятся с избранными предметами из коллекции Политехнического музея, которые иллюстрируют этапы развития этих областей науки и техники. Наши лекторы — Алексей Бутырин, руководитель отдела междисциплинарных проектов Политехнического музея, и Александр Беленов, научный руководитель кафедры блокчейна в МФТИ, руководитель лаборатории блокчейн-технологий ChainLab научного центра «Идея». «Дело техники» — новый формат публичной программы Политехнического музея. В нём удивительным образом встречаются прошлое и будущее: научный сотрудник музея рассказывает об истории развития технологии или эволюции устройства, а действующий учёный — о том, какой современный вид приобрела эта технология и какие инструменты мы будем использовать уже завтра. Лекция пройдёт в Музее Москвы вечером 23 мая, начало в 19:00, сбор гостей с 18:45. Участие в мероприятии бесплатное, но по предварительной регистрации.
21 прочтение · 1 день назад
Часто ли и по каким причинам переносятся запуски космических аппаратов?
Предыстория вопроса Как появились такие вопросы, вполне понятно. Недавно мы наблюдали запуск ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5» с космодрома Восточный. Его удалось осуществить только с третьего раза: ракета полетела 11 апреля 2024 года, после двух неудачных попыток 9 и 10 апреля. Попробуем ответить на вопросы, с чем это было связано и почему запуск с третьего раза — это хорошо. Интересно? Поехали! Так в чём же дело? «Ангара-А5» всё ещё находится в рамках лётно-конструкторских испытаний. Запуск 11 апреля является одним из завершающих этапов этих испытаний...
34 прочтения · 1 день назад
260 лет назад, 16 мая 1764 года в России основано первое женское учебное заведение — Смольный институт благородных девиц, положившее начало женскому образованию в России. Учебный план включал такие предметы, как Закон Божий, иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, танцы, рукоделие и различные виды домоводства. Срок обучения был 12 лет, возраст воспитанниц — от 6 до 18 лет.
16 прочтений · 2 дня назад
Сила мысли, будущее полярной науки и волшебная соль
Церемония награждения победителей третьего сезона Всероссийского конкурса научно-популярного видео «Знаешь? Научи!» прошла 15 мая 2024 года на Международной выставке-форуме «Россия». Политехнический музей стал партнёром третьего сезона Всероссийского конкурса научно-популярного видео «Знаешь? Научи!», который завершился церемонией награждения победителей на Международной выставке-форуме «Россия» 15 мая 2024 года. Научные сотрудники Политехнического музея входили в состав экспертного совета конкурса...
45 прочтений · 2 дня назад
95 лет назад, 15 мая 1929 года в Ленинграде была организована группа по разработке ракетных двигателей и основана Газодинамическая лаборатория — ныне АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко. Это ведущая компания в мире по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей. С их помощью был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, осуществлён полёт первого человека в космос, а также доставлен на Луну первый самоходный аппарат «Луноход-1». Двигатели предприятия устанавливаются практически на все российские ракеты-носители: «Союз», «Протон», «Ангара», а также выводят на орбиту иностранные ракеты-носители. Каждая третья ракета-носитель в мире стартует на двигателях разработки и производства НПО «Энергомаш». За всю историю освоения космического пространства двигатели НПО осуществили более 2400 абсолютно успешных пусков.
38 прочтений · 2 дня назад
150 лет назад, 15 мая 1874 года родился Владимир Фёдоров — русский конструктор стрелкового оружия, создатель первого в мире автомата. Автомат Фёдорова стал предшественником современного автоматического оружия пехотинца.
32 прочтения · 2 дня назад
195 лет назад, 15 мая 1829 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие Первой Всероссийской мануфактурной выставки. Это была первая в России промышленная выставка. Она проходила с 15 мая по 8 июня 1829 года. На ней было представлено более 4000 всевозможных и разнообразных экспонатов, которые тематически были разделены на 15 отделов. Награды за качество продукции получили многие отечественные производители. Вход в выставочные залы был свободный, что обеспечило должный спрос: за три недели работы выставки на ней побывали свыше 100 тысяч представителей всех сословий.
25 прочтений · 4 дня назад
Путешествия в науку
Чтобы провести отпуск не только интересно, но и с пользой, можно отправиться в научное путешествие по 60 маршрутам в 19 субъектах Российской Федерации. Многие хотят провести отпуск не только интересно, но и с пользой. Для таких людей придуман научно-популярный туризм. Это возможность в формате путешествия побывать в новых местах и увидеть научные центры, лаборатории, установки, пообщаться с учёными, работающими над важными проблемами или уже совершившими свои открытия, поучаствовать в лекциях, демонстрациях, экспериментах...
41 прочтение · 4 дня назад
90 лет назад, 13 мая 1934 года, введён в строй Первоуральский новотрубный завод. В настоящее время завод является одним из ведущих предприятий России и Европы и обладает практически всеми основными доступными технологиями производства стальных труб и баллонов. Клиентами предприятия являются компании из широкого перечня отраслей, таких как машиностроение, газо- и нефтедобывающая промышленность, тепловая и атомная энергетика, авиастроение, судостроение, медицина, автомобилестроение, электроника, строительство, коммунальное хозяйство, химическое машиностроение и космическая отрасль.
56 прочтений · 5 дней назад
Авиационный поршневой двигатель М-11В *** Музейный экспонат *** Первый советский серийный авиадвигатель был разработан для учебных самолётов. В итоге он стал одним из самых массовых отечественных авиамоторов, прошёл войну и выпускался более 20 лет. Причём всё это — на 100 лошадиных силах. В 1923 году командование ВВС объявило конкурс на разработку авиамотора. Участники должны были представить жюри двигатель мощностью примерно в 100 лошадиных сил, с воздушным охлаждением, способный работать на плохом бензине, требующий для производства как можно меньше импортных деталей — и дешёвый. В конкурсе участвовали три проекта. До серийного производства дошёл только один — М-11. Звездообразный пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 100–110 лошадиных сил был спроектирован в 1924–25 годах на авиазаводе № 4. Это крупнейшее авиапредприятие того времени называлось «Мотор». Двигатель М-11, в отличие от предшественников, был создан с нуля. В процессе доработок он переехал на авиазавод в Запорожье. Там в конструкцию мотора внесли коррективы, передовые на тот момент — переделали кривошипно-шатунный механизм и цилиндро-поршневую группу. Головки цилиндров наворачивались на резьбу, а цилиндры приводились в движение не вращением шайбы в центре «звезды», как в большинстве двигателей такого типа, а отдельными кулачковыми валиками. Мотор вышел значительно проще и дешевле в производстве, чем М-2. В 1929 году на запорожском авиазаводе выпустили первую партию из десяти двигателей. Запорожцы постоянно улучшали конструкцию и выпускали новые модификации. В результате удалось получить такой мотор, который в итоге стал одним из самых массовых советских авиадвигателей — всего было выпущено 74 000 штук. М-11 ставили на учебные самолёты, катера на воздушной подушке. Но, пожалуй, главное его применение — в бипланах По-2. Эти самолёты использовались как ночные бомбардировщики и распылители пестицидов. Больше информации на сайте «Политехнического музея»
46 прочтений · 5 дней назад
150 лет назад, 12 мая 1874 года, родился Яков Гаккель, учёный и конструктор в области самолётостроения и тепловозостроения. Гаккель спроектировал и построил ряд оригинальных самолётов, в том числе первый в России гидросамолёт-амфибию «Гаккель-V», биплан «Гаккель-VII», на котором лётчик Глеб Алехнович установил национальный рекорд высоты полёта — 1350 метров. Также Яков Гаккель разработал проект тепловоза, который был одним из первых в мире работоспособных тепловозов мощностью около 1000 лошадиных сил. Многие конструктивные идеи Гаккеля, в частности сочленённости конструкции тепловоза, получили дальнейшее развитие в современном тепловозостроении.
Видео