ГАЗ-А — первая по-настоящему массовая легковая машина в истории СССР. Именно этот автомобиль позволил снизить острейший дефицит транспортных средств и «запустить маховик» отечественного автопрома. В 1928 году правительство заключило договор с Ford Motor Company — роль сыграла технологичность сборки, дешевизна и простота конструкции американских машин. Всё это позволяло быстро и недорого наладить производство автомобилей, подходящих для отечественных условий эксплуатации. Сначала производство Ford-A из поставляемых из США машинокомплектов наладили в Москве, на Автосборочном предприятии № 2, будущем «Москвиче». Позже американцы построили в Нижнем Новгороде автомобильный завод, продали комплектующие и лицензию на их сборку. Таким образом в СССР появился легковой автопром, а компания Форда смогла удержаться на плаву во время Великой депрессии. В 1932 году были собраны первые легковые автомобили. Они получили название НАЗ-А — тогда завод ещё назывался Нижегородским. Вскоре Нижний Новгород переименовали в Горький, а завод — в Горьковский автомобильный имени В.М. Молотова. Тогда машина и стала называться ГАЗ-А. ГАЗ-А были почти точной копией американского Ford-A Standard Phaeton 35B. Советский автомобиль отличался только воздушным фильтром отечественной сборки, усиленными картером сцепления и рулевым механизмом. Кроме того, на ГАЗе не было дополнительных фар, которые стояли на капоте Форда. Машина имела рядный четырёхцилиндровый двигатель объёмом 3,3 литра и мощностью 40 лошадиных сил. Машины никогда не поступали в свободную продажу — первый легковой автомобиль, который теоретически мог купить любой советский гражданин, «Москвич», появился только после войны. Больше информации на сайте «Политехнического музея»
Подборки автора