Статьи
16 прочтений · 17 часов назад
Бесплатная экскурсия по выставке «Технологии и искусство фотографии» будет проходить с 18 июня 2024 года по 19 января 2025 года в Открытой коллекции Политехнического музея. Посетители выставки увидят образцы фототехники и аппаратуры разных эпох, а также фотографии, сделанные с помощью этой техники. Сейчас фотосъёмка — это мгновенный и безопасный процесс, однако на своей заре технология была гораздо сложнее, а иногда и вовсе опасна. Теперь фотография сопровождает нас повсеместно. Искусство фотографии существует уже 200 лет: от больших неповоротливых камер до компактных карманных аппаратов был пройден долгий путь, за которым стояло множество талантливых художников, изобретателей и инженеров. О некоторых из них пойдёт речь во время экскурсии. Экскурсоводы Политехнического музея расскажут историю фотографии, как происходило движение от ранней технологии под названием дагеротип ко всё более современным и удобным материалам и какое отношение имеет к искусству фотографии классическая живопись. Посетители детально рассмотрят экспонаты, рассказывающие историю фотографии с первой половины XIX века и до середины XX века. В экспозиции будут представлены экспонаты из коллекции Политехнического музея, а также из частного собрания семьи знаменитого советского фотографа Александра Родченко. Выставка-экскурсия бесплатная, но по предварительной регистрации
134 прочтения · 2 дня назад
Почему мы видим только одну сторону Луны?
Впервые обратная сторона Луны была сфотографирована советской автоматической межпланетной станцией «Луна-3» почти 65 лет назад, 7 октября 1959 года. Сигнал принимали в Симеизской обсерватории в Крыму. В массовой печати — газете «Правда» и других советских изданиях — изображение обратной стороны Луны появилось 27 октября того же 1959 года. Кстати, известный французский винодел Анри Мэр, поспоривший с советским консулом в 1957 году, что советские спутники не смогут увидеть «тёмную» сторону Луны, в...
27 прочтений · 3 дня назад
Политехнический музей поздравляет с государственным праздником Российской Федерации — Днём России. День России, отмечаемый ежегодно 12 июня, — это праздник свободы, независимости, суверенитета, гражданского мира и доброго согласия всех людей, живущих в нашей стране, на основе закона и справедливости. Он символизирует единение народов России, её многовековую историю, уникальные культурные традиции и общую ответственность всех граждан России за настоящее и будущее страны. Государственный суверенитет — одно из основополагающих условий существования независимой России. Поздравляем многонациональный российский народ с праздником, желаем успехов во всех начинаниях, чтобы каждый ваш день был наполнен положительными эмоциями, гордостью за свою страну.
13 прочтений · 3 дня назад
Летние научные интенсивы Политехнического музея
Провести лето весело и с пользой можно разными способами. Мы предлагаем посетить Летние научные интенсивы Политехнического музея. Первая серия мероприятий пройдёт с 17 по 20 июня. Дети вместе с родителями изучат архитектуру Москвы на научных прогулках. Научные прогулки вместе с проектом «Москва глазами инженера» Детей от 6 до 9 лет вместе с родителями мы приглашаем на научные прогулки Политехнического музея, организованные с известным проектом «Москва глазами инженера». На все прогулки дети допускаются только в сопровождении взрослых...
593 прочтения · 4 дня назад
Первый легковой вездеход
85 лет назад, 10 июня 1939 года начались испытания первого отечественного полноприводного легкового автомобиля высокой проходимости с открытым кузовом типа «фаэтон» — ГАЗ-61-40 конструкции Виталия Грачёва. В конце 1930-х годов ряд советских автоконструкторов работал над созданием легкового автомобиля повышенной проходимости, который требовался в первую очередь армии в роли командирской и разведывательной машины и тягача для противотанковых орудий. Одни из самых интересных идей и наработок были у...
20 прочтений · 4 дня назад
На встрече Политехнического музея покажут вторую версию рекордного российского электромотоцикла
На новой встрече из серии «Дело техники», которая пройдёт 12 июня в Музее Москвы, Политехнический музей представит уникальную разработку Московского Политеха — электромотоцикл MIG R2. MIG R2 — второе поколение электрического мотоцикла MIG R, удерживающего рекорд скорости для электромотоциклов на льду — 210,6 км/ч, установленный на международном фестивале скорости «Байкальская миля — 2020». Эта двухколёсная машина — проект Передовой инженерной школы электротранспорта из Московского политехнического университета...
9 прочтений · 4 дня назад
Услышать квантовые частицы
Российские учёные разработали уникальный модуль для сверхпроводниковых квантовых компьютеров. Группа учёных из Всероссийского научно-исследовательского института автоматики имени Н.Л. Духова и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана разработала модуль считывания на базе широкополосных параметрических криоусилителей для высокоточного считывания состояний кубитов в квантовых компьютерах. Работа выполнена на базе совместного исследовательского центра «Функциональные микро/наносистемы» (НОЦ ФМН)...
30 прочтений · 5 дней назад
12 июня на новой встрече серии «Дело техники» научный сотрудник Политехнического музея обсудит с приглашённым экспертом тему электрического транспорта. Электромобили называют транспортом будущего: бесшумным, мощным и экологичным. Уже сейчас доля электромобилей на мировом рынке составляет 10 %, и она быстро растёт. Однако не все знают, что история автомобилей с электрическими двигателями началась ещё в первой половине XIX века. Какие электромобили создавались в Российской империи? Почему двигатель внутреннего сгорания на целое столетие вытеснил электродвигатель? И как самый экологичный транспорт чувствует себя сейчас? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать на встрече из новой серии Политехнического музея «Дело техники». Формат предусматривает участие нескольких экспертов. Научный сотрудник Политехнического музея рассказывает об истории развития технологии или эволюции устройства, а действующий учёный — о том, какого состояния технология достигла сегодня и какие инструменты мы будем использовать в ближайшем будущем. Ну а сделать такой рассказ интересным для наших гостей — это уже «дело техники». О прошлом, будущем и настоящем электротранспорта 12 июня расскажут Максим Карташёв, старший научный сотрудник отдела научных исследований и развития музейного фонда Политехнического музея, и Антон Демьянов, инженер Центра реверс-инжиниринга и стандартизации (ЦРиС) Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха. Мероприятие пройдёт в рамках выставки «Политехнический музей: приближая будущее». Посетить лекцию можно бесплатно, но по предварительной регистрации. Где: Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2 Когда: 12 июня 2024 года. Начало в 19:00, сбор гостей с 18:45
56 прочтений · 6 дней назад
Ламповый консольный телевизор ТК-1. Название модели — не просто набор знаков. Цифра 1 говорит, что перед нами первая модель. Буква Т обозначает «телевизор», а К — «катодный». «Катодная трубка» более известна как кинескоп — устройство, на основе которого делались все электронные телевизоры в прошлом веке. Эта модель, выпуск которой начался на заре эры телевидения, в 1938 году, была уже не первым советским телевизором. До ТК-1 с 1936 года производили, например, разработанный ещё в 1932 году Антоном Брейтбартом Б-2 — первый серийный отечественный телеприёмник малострочного формата. ТК-1 выпускали по лицензии американской компании RCA в США специально для Московского телевизионного центра. Было выпущено порядка 300 экземпляров. Дорогостоящий телеприёмник распределялся среди первых лиц государства. ТК-1 отличался картинкой внушительных размеров — целых 24×18 сантиметров. Причём эту картинку получали при помощи самой передовой на тот момент электронной технологии. Если в электромеханических телевизорах изображение разбивалось на 30 строк и зрителям приходилось почти угадывать черты лица актёра или диктора, то кинескоп ТК-1 обеспечивал на порядок большее разрешение — 343 строки, количество строк определяло чёткость картинки. Из-за небольшого угла отклонения кинескоп, на экране которого электронный луч построчно рисовал кадры телепередачи, получился очень длинным. В результате экран у ТК-1 смотрел не в сторону зрителей, а вверх. Во время работы крышка телевизора откидывалась так, что зеркало на её внутренней стороне позволяло видеть изображение сидящим вокруг зрителям. Больше информации на сайте «Политехнического музея»
54 прочтения · 7 дней назад
«Селена» из «Песни о двух красивых машинах» Владимира Высоцкого — именно этот автомобиль. Причём употреблять его название во множественном числе некорректно. Других таких машин не производилось, Selene так и осталась макетом — концептом, представленным в СССР на Итальянской промышленной выставке 1962 года. Selene была детищем итальянского бюро Ghia, которое отвечало за создание облика автомобилей. Макет Selene не просто привезли для демонстрации возможностей прославленного к тому моменту итальянского бюро. Луиджи Сегре, руководивший компанией с 1950 года, в письме советскому конструктору Юрию Долматовскому отмечал: «Я решил использовать выставку, чтобы отдать дань уважения вашему конструкторскому бюро. Примите это также как знак моей неизменной дружбы. Selene к концу месяца покинет Турин, будет показана на выставке в Москве, а после её закрытия будет передана вам в вечное владение. Я надеюсь, что, будучи полезной для вас, она послужит также постоянным напоминанием обо мне». Selene была шестиместной. Два задних ряда кресел в ней располагались так, что пассажиры сидели лицом друг к другу, как в пассажирском вагоне. Такую компоновку — со сдвинутым вперёд пассажирским салоном и двигателем сзади — принято называть вагонной. Долматовский в своих автомобилях использовал её же. Руль концепта больше напоминал штурвал самолёта или гоночного болида, а специальный маятниковый механизм рулевой колонки позволял перекидывать её слева направо и обратно. Между передними креслами располагалась большая панель с переключателями. Снаружи Selene окрасили серебристой эмалью, усилив сходство то ли с самолётом, то ли вовсе с космическим кораблём. И этот футуристический облик оценили не только посетители выставки, но и кинематографисты. В 1974 году машина участвовала в съёмках детского фантастического фильма «Большое космическое путешествие». Больше информации на сайте «Политехнического музея»
16 прочтений · 6 дней назад
«Руссо-Балту» — 115
Производство первой и самой массовой серийной модели автомобильного отдела Русско-Балтийского завода началось 8 июня (26 мая) 1909 года. Русско-Балтийский вагонный завод основан в Риге в 1874 году и стал одним из крупнейших машиностроительных предприятий в Российской империи. В 1900 году завод занимал территорию в 20 гектаров, состоял из пятидесяти цехов, где работали 4000 человек, собиравшие 5513 товарных и 219 пассажирских вагонов. По капитализации предприятие стояло вровень с такими промышленными гигантами, как Путиловский и Сормовский заводы...
24 прочтения · 1 неделю назад
7 и 9 июня, приняв участие в исследовании, можно попасть на бесплатную экскурсию по выставке «Политехнический музей: приближая будущее» в Музее Москвы. На выставке «Политехнический музей: приближая будущее» в Музее Москвы представлено более 500 экспонатов из музейных коллекций, рассказывающих историю развития науки, техники и промышленности в России и о людях, которые создавали и развивали крупнейший научно-технический музей страны. Это первая часть большого выставочного проекта. Вторая, посвящённая российским изобретателям, состоится осенью в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге. Чтобы сделать следующие экспозиции ещё интереснее, мы приглашаем посетителей выставки «Политехнический музей: приближая будущее» 7 и 9 июня поделиться своими впечатлениями о выставке и экскурсии в формате группового интервью. Для тех, кто решит принять участие в исследовании, экскурсии в этот день будут бесплатными. Участникам необходимо зарегистрироваться. Где: город Москва, Зубовский бульвар, 2, стр. 1, Музей Москвы. Когда: 7 и 9 июня в 12:00, 14:00, 16:00
Видео