Агентство Pollstar (освещает гастрольную деятельность музыкантов; входит в состав Associated Press) 17 сентября объявило Metallica наиболее коммерчески успешной концертной группой планеты: согласно исследованию издания, с момента основания группа заработала $1,4 млрд, опередив таких гигантов, как U2 и Guns’N’Roses. Гигантскую сумму при этом группа заработала на продаже мерчендайза — начиная с 1991 года продажи маек, бейсболок, бандан и прочей атрибутики с узнаваемым остроугольным логотипом принесли Metallica не менее $122 млн. «Мерч» как феномен В 2020 году покупка физических атрибутов, связанных с артистом (включая музыкальные носители), приносит ему больше, чем прослушивание его музыки. Американская метал-группа While She Sleeps даже выпустила майку с надписью: «Одна футболка — это 5000 прослушиваний через Spotify. 76% всей музыки в 2019 году передается в потоковом режиме, а не покупается в физическом или цифровом формате. Музыкальному мерчендайзу как явлению уже около 50 лет, и за это время он успел заметно проэволюционировать, пройдя путь от самопальных маек, с которыми сами артисты не желали иметь ничего общего, до фактически слияния с другими элементами масс-маркета. Неизменно одно — любое использование на одежде и иной атрибутике символики рок- и поп-звезд приносит додумавшемуся до этого стабильный доход. Традиция продавать на концертах атрибутику с логотипами групп появилась еще в конце 1960-х годов, но в то время продажи осуществлялись в основном силами энтузиастов, никакого отношения к группе не имеющих. По мнению Джеффа Доренфилда, профессора музыкального менеджмента Музыкального колледжа Беркли, первым институализировать торговлю майками с музыкальными логотипами получилось у промоутера Билла Грэма, работавшего с Grateful Dead, Jefferson Airplane и Дженис Джоплин. Он поручил организовать продажи мерчендайза молодому менеджеру Деллу Фурано, впоследствии создавшему Winterland Productions — легендарную компанию по производству разнообразной атрибутики, клиентами которой, помимо групп Грэма, стали Fleetwood Mac, The Rolling Stones, Брюс Спрингстин, Мадонна и десятки других артистов. По его словам, сегодня на продукции с атрибутикой артиста можно заработать за один концерт от $10 до $20 в пересчете на каждого зрителя — это $300 000–400 000 за один концерт звезды уровня Канье Уэста или Тэйлор Свифт. По подсчетам LIMA, мировой рынок мерчендайза в 2016 году составлял $3,1 млрд, увеличившись за год на 9,4%. Помимо Metallica, к освоившим эту сторону музыкального бизнеса в наилучшей степени стоит отнести Kiss, которые наладили целую империю по производству физических товаров со своим логотипом, от ланч-боксов и настольных игр до карманных ножей и даже целого «KISS-гроба», и Run the Jewels, выпустивших целую серию комиксов с участием членов группы в коллаборации с Marvel. Культура торговли мерчендайзом в России, уверен Тонких, мало отличается от ситуации во всем остальном мире: «На больших площадках больших артистов всегда есть [заметный] мерч-корнер с оплатой кредитками и кассовыми чеками, а на концерте, например, [британского альтернативного рок-музыканта] Барри Адамсона в маленьком клубе его футболку с надписью «Love Sick Dick» вы найдете в уголке зала с оплатой только в кэш без чека. По мнению представителя российского музыкального рынка — директора одной из популярных рок-групп, нежелание комментировать тему торговли атрибутикой на концертах может быть связано с ужесточившимися в последнее время налоговыми проверками, направленными против музыкантов, торгующих музыкальными аксессуарами «за кэш». Тем, кто хочет быть уверен, что хотя бы часть его денег от покупки атрибутики с логотипом группы в модном магазине будет перечислена музыкантам, можно порекомендовать обращать внимание на официальные коллаборации между брендами и артистами. А когда логотип Nine Inch Nails появился на майке Капитана Марвел в одноименном фильме, группа предпочла не игнорировать возвращение моды на 1990-е и выпустила серию маек c подновленным дизайном логотипа специально для продажи в H&M. Один из ярких примеров официальных коллабораций брендов с музыкальными артистами в России — выпущенная около трех месяцев назад коллекция ювелирной продукции бренда Avgvst, созданная в партнерстве с Дельфином.Forbes