Буквально на днях, в августе 2020 года, Иран протестировал новый наземный транзитный маршрут: Иран — Афганистан — Узбекистан. В рамках обкатки маршрута из иранского порта Шахид-Раджаи в южном портовом городе Бендер-Аббас был отправлен груз в Узбекистан через Афганистан, и он прибыл на место без препятствий. Огромные грузовые машины с флажками позировали для иранских СМИ сначала из Афганистана, потом из Узбекистана: маршрут проложен, ура! Этот маршрут — один из многих, входящих в дорожную карту китайского Нового шёлкового пути, соединяющего Китай с Европой через Ближний Восток, и в этом поясе (Belt and Road Initiative), глобальном инфраструктурном проекте Китая, Ирану отведена важнейшая роль в транспортной, энергетической развязке и, что важно, в сфере обеспечения безопасности маршрута. Так что пока США бьются с Ираном через ООН, пытаясь продлить оружейное эмбарго и пытаясь восстановить санкции, а Россия и Китай собирают европейскую коалицию за то, что США односторонне сами юридически вышли из ядерной сделки и теперь судьба Ирана решается без них, Китай и Иран начали реализовывать свой план действий, тестируя запущенные транспортные узлы. Напомню, что в конце июня Иран и Китай подписали 25-летнее соглашение об экономике и безопасности на сумму $400 млрд китайских инвестиций в Иран. Но с того момента, как в 2018-м Трамп разрушил ядерное соглашение и вышел из сделки и все страны, ведущие дела с Ираном, подверглись опасности санкционных наказаний, китайско-иранский союз ушёл в тень и подвергся жесточайшему наказанию со стороны Вашингтона (война с Huawei и арест дочери основателя компании Мэн Ваньчжоу в Ванкувере и др.). Индийская газета Financial Express пишет, что Китай должен инвестировать $120 млрд в модернизацию транспортной инфраструктуры Ирана: начиная с дороги протяжённостью 2300 км, которая соединит Тегеран с Урумчи, городом в китайской провинции Синьцзянь. Эта дорога будет соединена с линией Урумчи — Гвадар, разработанной в рамках китайско-пакистанского экономического коридора Нового шёлкового пути, и соединит воедино Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, а затем через Турцию выйдет в Европу. «Пилотное открытие этого коридора свидетельствует о том, что Афганистан серьёзно настроен развивать транзит по своей территории и соединять страны Центральной Азии с южными водами, включая порты вдоль Персидского залива и Оманского залива (в Чабахаре. Это совещание глав генштабов Афганистана (А), Китая (Чжун), Пакистана (Ба), Таджикистана (Та), — говорит специалист по Китаю и его политическим кланам Николай Вавилов, десять лет проживший в Китае, автор Telegram-канала «Южный Китай» и готовящейся к выходу книги «Китайская власть». Иран, официально не состоящий в антииндийском китайском союзе, выполняет роль модератора и посредника сложных китайско-индийских отношений через важнейшую и чувствительную точку — иранский порт Чабахар, входящий в свободную экономическую зону. В 2016 году Индия, Иран и Афганистан подписали соглашение о создании транспортного и транзитного коридора с использованием Чабахара, связывающего регион с Центральной Азией, и далее, в 2017-м Индия отправила через этот порт свою первую партию экспортной пшеницы, а в 2018-м в Нью-Дели президент Ирана Рухани подписал соглашение о сдаче в аренду Индии одного из двух чабахарских портов — Шахид-Бехешти. Для Индии, блокированной на Западе Пакистаном (ключи от которого опять же сегодня у Китая — посредством CPEC, China Pakistan Economic Corridor), Чабахар является важнейшим каналом экспорта в Иран, Афганистан и Центральную Азию риса, пшеницы и прочего. «Ещё в 2000 году Китай и Иран заключили соглашение о строительстве газопровода из Ирана в Китай через Афганистан, но тут началось американское вторжение в Афганистан, и строительство было сорвано, потому что США всерьёз беспокоит ирано-китайское сближение.Новостной фронт