По исследованию Startup Barometer 2020, почти 80% продаж российских стартапов приходится на внутренний рынок. При этом единицы не хотят выходить на международный уровень, но многим начинающим предпринимателям страшно мечтать глобально: есть страх спустить на ветер деньги инвесторов, и поэтому они не играют в «большие игры». Насколько логичны эти мысли? Лучше ли стартапу оставаться в России или стоит масштабироваться в Европу? В чём особенности этого процесса и какие факторы определяют успех? Почему у стартапов в России только один вариант масштабирования В мире в случае успеха у стартапа, как правило, есть две основные «стратегии выхода»: IPO и покупка стратегом. После IPO частный стартап становится публичным бизнесом, любой заинтересованный инвестор может приобрести его акции. Это повышает общую оценку бизнеса и позволяет привлечь больше денег, чем от любого частного инвестора в акселераторе. Потому что IPO означает высокие затраты и реально подходит только стартапам, интересным биржам Нью-Йорка или Лондона. Ведь после того, как тебя купила какая-то корпорация, ты перестаешь быть вольным создателем, а переходишь в статус менеджера, фактически становишься подчинённым. Если у стартапа «попсовый» продукт, не обязательно плыть в алый океан (когда есть множество конкурентов на малоприбыльных рынках). США предоставляет отличные возможности для развития, но стартап должен иметь хороший бюджет для выхода на этот рынок. Сюда легко переехать IT-специалистам: для них есть целых три типа виз: Innovator, Startup и Global Tech Talent, инвесторам по Sole Representative и Investor Visa. Если вы ищете инвестиции, обязательно ходите на различные питчи, инвесторские встречи, в места скопления стартапов — очень большая вероятность встретить инвесторов со всего мира, ведь в Англии находятся представительства венчурных фондов почти каждой страны. В последнее время российские стартапы разглядели в Латвии перспективный вариант быстрого выхода на международный рынок. А стартап-визу можно получить ещё до регистрации компании в Латвии — об этом мало кто знает.Секрет фирмы