Новая Польша (Польша): не только Янек из «Четырех танкистов» (Новая Польша)

Начало карьеры Януш Гайоса не было легким. В театральный институт он поступил лишь с четвертого раза — до этого экзаменаторы не смогли разглядеть его талант. Зато сразу после окончания вуза молодому актеру посчастливилось получить роль Янека Коса, главного героя сериала Конрада Наленцкого «Четыре танкиста и собака» (1966-1970). Киноэпопея стала культовой, а Гайос в одночасье оказался звездой: его все узнавали, он получал тонны писем от влюбленных поклонниц… Но в то же время успешная роль стала профессиональным ярлыком, тяготившим актера. От образа юного танкиста, храбро сражающегося с фашистами бок о бок с советскими солдатами, Гайосу удалось избавиться благодаря роли сторожа Турецкого в телевизионном «Кабаре Ольги Липинской» (1977-1984). Однако при этом актер попал из огня да в полымя: роль усатого ловкача в ватнике и берете с хвостиком, признанная шедевром комедийного жанра, на много лет загнала его в амплуа комика. Впрочем, спустя 55 лет после начала кинокарьеры смело можно утверждать: Януш Гайос относится к редкому типу актеров, которые могут сыграть кого угодно. Среднего роста (169 см), полноватый, он вживается в любую роль, но особенно трогает и запоминается в образах моральных авторитетов или людей отчаявшихся, борющихся с миром и самими собой. Самые важные роли Настоящий перелом в карьере актера произошел в конце 80-х благодаря роли в фильме Войцеха Марчевского «Побег из кинотеатра „Свобода"« (1990), где ему досталась ключевая роль Цензора. Этот период стал для актера очень плодотворным: он сыграл у Кшиштофа Кеслевского («Декалог-4» и «Три цвета. Неслучайно в опросе журнала Polityka он занял третье место в списке лучших польских актеров ХХ века, уступив только Тадеушу Ломницкому и Густаву Холубеку. Среди важных ролей, которые он сыграл в этот период, особое место занимает герой фильма Януша Моргенштерна «Желтый шарф» (2000), борющийся с зависимостью алкоголик. В последние годы самой важной стала, пожалуй, роль в фильме Малгожаты Шумовской «Тело» (2015), награжденном на Берлинском кинофестивале. Другая интересная работа — роль купающегося в роскоши архиепископа в картине Войцеха Смажовского «Клир» (2018). Эта киноработа принесла актеру «Золотого орла» за лучшую мужскую роль второго плана на Фестивале польских художественных фильмов в Гдыне.ИноСМИ