Все для фронта: Харьковский велозавод в Бухаре – от мин до хлопка

ТАШКЕНТ, 25 апр — Sputnik. Харьковский велосипедный завод работает до сих пор. Свою историю он ведет с ноября 1923 года, когда местный губисполкомом и горсовет приняли постановление №89 об объединении предприятий Лейтнера и Блейхерта в одно производство. Позднее известному на весь союз гиганту велоиндустрии было присвоено имя Г.И.Петровского.В первые годы существования штат состоял всего из 50 рабочих и специалистов-практиков, а цехах преобладал ручной труд. Так были изготовлены первые образцы веломашин. До начала Великой Отечественной предприятие выпустило около одного миллиона единиц продукции.Завод на хлопковом полеОбрушавшаяся на западные регионы СССР война вынудило правительство перестраивать всю промышленность под нужды фронта. Харьковский завод из разгромленного боями города был переброшен в далекую от боев Бухару.В хронике предприятия очень скудная информация об этом периоде деятельности. Некоторые подробности работы харьковчан на узбекской земле раскрывает местная периодика. Вот как описывает первые годы работы завода на новом месте газета "Бухарский вестник". Цеха, смонтированные в сжатые сроки, насквозь продувались степными ветрами, металлорежущее и сварочное оборудование вообще работало на открытой площадке. В фонде №496 "Бухарского хлопкоочистительного завода" имеется Решение областного Совета народных депутатов трудящихся от 14 января 1944 года, где земотделу поручается оформить изъятие 30 гектаров земли, находившейся в ведении швейной фабрики "20 лет ВЛКСМ", и представить их в постоянное пользование велозаводу.Узбекская ССР. Приемный пункт Бухарского хлопкоочистительного завода.Это стало первым шагом к переходу предприятия на мирные рельсы и заложило основу новым производствам в регионе.Производственное наследиеПосле освобождения Харькова спецоборудование и эвакуированные специалисты стали постепенно возвращаться в родной город. В феврале победного 1945-го там уже наладили выпуск военной продукции, а с июня завод вернулся к первоначальному профилю – велопроизводству.Узбекская ССР. Приемный пункт Бухарского хлопкоочистительного завода.В наследство гостеприимной Бухаре досталось от харьковчан основное оборудование и значительные мощности действовавшего в эвакуации предприятия. Второй – действует до сих пор.Харьковский велосипедный завод - съемка 1950-х годовСпасенный в годы войны завод и ценные кадры не только воссоздали былое производство, но превратили ХВЗ в один из флагманов велосипедного производства огромной страны.Харьковский велосипедный завод - фото 1980-х годовВ середине 1970-х здесь выпускалось до 800 тысяч велосипедов в год. В 1983 году с конвейера предприятия сошел 23-миллионный велосипед.Туристско-спортивный велосипед "Спутник" производства Харьковского велосипедного завода.Sputnik Узбекистан