Линия сцены

В Театральном музее имени Бахрушина сейчас проходят сразу две выставки, посвященные художнику Давиду Боровскому: на одной представлены его рисунки, на другой — эскизы для спектаклей Таганки, где играл Владимир Высоцкий. Отчасти это дань круглой дате: в этом месяце Боровскому исполнилось бы 85 лет. Но, с другой стороны, формальный повод для таких проектов можно и не искать: Давид Львович был без преувеличений легендой российской сцены. Он работал в БДТ имени Товстоногова, Малом и Большом театрах, на Таганке и Малой Бронной, в Театре Вахтангова и «Современнике»... Создавал сценическое пространство для спектаклей Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Олега Ефремова, Камы Гинкаса, Валерия Фокина, Иосифа Райхельгауза, Галины Волчек, Романа Виктюка и многих других выдающихся режиссеров. Народный художник России и Украины, он стал одним из самых ярких творцов современного российского театра. В Театр имени Леси Украинки он устроился простым маляром в декорационный цех и со временем в буквальном смысле прошел весь путь от подмастерья до одного из самых выдающихся художников. Человек, безусловно, сверходаренный, влюбленный в театр, он интуицией находил гениальные решения сценического пространства — причем в любых архитектурных условиях и с любым режиссером. Более того, во многом он определял решение спектакля, и талантливые режиссеры, которые с ним работали, прекрасно это понимали. Боровский был очень требователен к себе, к работе, он стремился не только понять замысел режиссера, но и выйти за рамки самой идеи, обозначить более широкий круг вопросов. Боровский работал там недолго, но очень ярко, и этот спектакль вошёл в историю российского театра как одно из значимых явлений того периода. Невозможно забыть и его работу над «Игроком» в Большом театре, которую он выпускал вместе Александром Тителем, главным режиссером Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Давид Львович придумал колоссальную башню с винтовой лестницей, которая должна был крутиться в спектакле. Выстроить подобную декорацию было технически сложно, поскольку сцена Большого театра имеет наклон. Хотя Боровский работал во многих ведущих театрах, для зрителя его имя в первую очередь связано с золотым веком Таганки и Юрием Любимовым. Конечно, без Боровского это был бы другой мир, его вклад в создание легенды о «Таганке» колоссален.Известия