Кость даю: из чего состоит косторезная коллекция Карисаловых

Предмет особой гордости коллекционера Михаила Карисалова: из предложенных 150 произведений косторезного искусства XVIII–XIX веков в дар Музеям Московского Кремля фондово-закупочная комиссия приняла все. Большие многофигурные композиции шахмат, иконы, ларцы, шкатулки, филигранная работа со сложносюжетной пластикой петербургского мастера Якова Серякова. Таким образом подтверждена не только ценность отдельных предметов, но и высочайшее качество самой коллекции. «Собрание это я много лет чистил, работал над ним», — говорит Карисалов. Карисалов — потомственный собиратель. С переездом в Москву по службе (Карисалов — член правления ПАО «Сибур Холдинг») коллекционер пришел и в московские музеи. В 2019-м он подарил 100 предметов из семейной античной коллекции ГМИИ им. Пушкина, а в 2020-м — 150 предметов из кости Музеям Московского Кремля (ММК). Михаил Карисалов о детстве в Петербурге, отношениях с мамой и искусстве по наследству Искусство резьбы по кости на Русском Севере активно развивалось с XVI века. Мастерство холмогорских резчиков было так высоко, что начиная с XVII века их призывали на службу в мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Как пишет историк искусства Ирина Уханова в книге «Резьба по кости в России в XVIII–XIX веках», «в XVII столетии Москва с ее мастерскими при Оружейной палате Кремля была центром художественной культуры, где концентрировались лучшие русские и иностранные мастера самых разных специальностей, среди которых были алмазники, серебряники, золотодельцы, а также резчики по кости. С одной стороны, такая школа, какой являлась Оружейная палата Московского Кремля, шлифовала искусство косторезов, выводя их в первые ряды художников. Тогда у нас возникла мысль подарить коллекцию Музеям Кремля», — рассказывает Карисалов. В XVIII веке Оружейная палата Московского Кремля утратила статус законодателя мод в области российского декоративно-прикладного искусства. «Коллекция Михаила Карисалова прекрасно пополнит тот довольно небольшой фонд резной кости, который у нас уже был, — говорит директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. С точки зрения технологии создания эти вещи тоже чрезвычайно интересны, ведь здесь представлены все сложнейшие виды обработки кости — рельефная и сквозная резьба, гравировка по кости, цветная гравировка». Елена Гагарина уверена, что Карисаловы не прогадали, подарив свое собрание Музеям Кремля: «Любой вдумчивый собиратель хочет, чтобы артефакты были доступны как исследователям, так и публике. В Кремле не только знают, как работать с костью из Холмогор, но и обещают активно выставлять коллекцию в России и за границей. — Наши реставраторы — одни из немногих мастеров, умеющих работать с костью, и тот, кто передает свою коллекцию в Музеи Кремля, может не сомневаться, что сохранность вещей будет строго контролироваться».Forbes