«Если вас двое, один обязательно предаст. Как думаете, почему я выбрал одиночество?» — Жан-Пьер Мельвиль 50 лет назад вышла военная драма «Армия теней» культового режиссера Жан-Пьера Мельвиля, мастера французского гангстерского кино. «Боб-прожигатель», «Самурай», «Красный круг» и «Шпик» — всё это классика криминального пост-нуара, элегантного, строгого, экзистенциального. Кино Мельвиля — истории об одиночестве и насилии, столкновении одержимости и неизбежности, о задумчивых, хмурых и рисковых людях, которые служат своим убеждениям. Будущий режиссер служил в армии, потом вступил в Сопротивление, и именно во время войны Жан-Пьер Грюмбах взял партизанскую кличку «Мельвиль» в честь любимого писателя «Моби Дика», чтобы скрыть свое еврейское происхождение. Француз давно хотел экранизировать автобиографический роман Жозефа Кесселя, с тех пор как прочитал книгу в Лондоне. «Армия теней» — не только главная книга о Сопротивлении, но и самая личная картина Мельвиля, которого называли интеллектуалом, снимающим кино для интеллектуалов, а он был убежден, что делает зрелище. «В этом фильме я впервые показал то, что видел сам, что сам пережил», — рассказывал режиссер в книге-интервью «Разговоры с Мельвилем» Рюи Ногейры. Кроме Алена Делона и Жан-Поля Бельмондо, французский авантюрист снимал Лино Вентуру, который в «Армии теней» исполнил роль лидера Сопротивления. Творчество отца изысканного французского нуара пронизано отчаянием и тоской, но «Армия теней», выполненная в холодных синих и серых тонах, наиболее полно выражает безнадежность. Режиссер показывает, как принимаются тяжелые, порой судьбоносные решения участниками Сопротивления, один из которых даже отправляет нацистам анонимный донос на себя. Сложный внутренний моральный конфликт — казнить предателя или помиловать, бежать от смерти или смириться, подчиниться или сопротивляться, внушает чувство жуткой тоски и боли, но именно выбор делает человека живым. «Я приехал в Лондон на несколько дней, ходил по городу, и мне казалось, что война вот-вот закончится победой», — вспоминает режиссер. «Армия теней» пропитана атмосферой вездесущей опасности и нависшей угрозы, а персонажи — одиночки, голодные, трагичные, потерянные в своей внутренней одиссее и, как тенью, преследуемые смертью. «Армия теней» — тяжелая философская драма, а не военный триллер, хотя сюжет разворачивается в самый разгар войны.ИА Регнум