Сложно сейчас говорить о весеннем настроении − большую часть весны люди по всему миру провели в самоизоляции, подавленные новостной повесткой и страхом перед будущим, сокрушённые депрессией и отчаянно шутящие о том, что к лету можно не худеть. За шумом всеобщей паники весна проходила очень тихо, где-то её и не было почти. И то ощущение возрождения к жизни, которое это время года обычно приносит, в современных обстоятельствах неуместно. Но недостачу весны в жизни можно компенсировать ею в искусстве − не напрямую, мы обойдёмся без набухающих почек, первых подснежников и прилетающих грачей, но цвет и дух весны постараемся передать в сегодняшней подборке. «Весна на Заречной улице», реж. Есть чёткое представление о зимнем кино, есть волны летних блокбастеров, накрывающие кинотеатры каждый год, есть, наконец, особая категория осенних фильмов (вспомнить хотя бы «Осенний марафон» Данелия или «Волосы» Формана), но с весенними фильмами труднее − весна с её энергией нового начала, трепещущей жизненной страсти очень похожа на киноискусство, да и на вообще на искусство с его катарсической устремлённостью. Но был особенный период в истории нашей страны, который отчётливо ассоциируется с весной − «оттепель». Фильмы второй половины 1950-х − первой половины 1960-х годов несут в себе дух «оттепельной» свободы, и один из главных, что показательно, называется «Весна на Заречной улице». Он был выпущен как раз на заре этого социокультурного периода, удивительным образов уловив дух перемен − ХХ съезд партии, ставший символической отправной точкой для нового жизненного курса, прошёл, когда фильм находился в процессе съёмок. «Весна на Заречной улице» имела оглушительный успех. История о Саше, ученике вечерней школы для рабочей молодёжи, влюбившемся в новую учительницу литературы Татьяну Сергеевну, вобрала в себя все основные приметы времени − и горький дух прошедшей войны, и необъяснимую поэтику строгого индустриального пейзажа, и утверждение силы и глубины человеческого духа как главной ценности. Когда Саша, ведомый чувством, залезает к Татьяне Сергеевне в окно, вместе с ним в комнату врывается весенний ветер, подняв вихрь из белых листов на столе − и по красоте с этим символом мало что может сравниться. «Летят журавли», реж. «Каток и скрипка», реж. «The Beatles: Жёлтая подводная лодка», реж. Психоделический период творчества Битлов, увлёкшихся восточной философией, точно соответствовал духу времени, но «Жёлтая подводная лодка» довела психоделичность до предела.Портал Субкультура