Известную советскую сказку превратили в компьютерную игру на сцене нижегородского ТЮЗа
В Нижегородском ТЮЗе на прошедшей неделе представили премьеру «В стране невыученных уроков» (6+), где история двоечника Вити Перестукина разворачивается внутри компьютерной игры. Удастся ли с помощью спектакля привить современным подросткам любовь к школьным предметам? Пьеса челябинского драматурга Юрия Сычева основана на сказке советского драматурга Лии Гераскиной, знакомой многим по одноименному популярному мультфильму. Достаточно лишь произнести: «Полтора землекопа», чтобы вспомнить его содержание. Поставил этот спектакль режиссер из Челябинска, не чужой для нашего региона человек – Вячеслав Харюшин, который родился 60 лет назад в Дзержинске. Спектакль обращается к актуальным проблемам семьи, общества, наконец, системы образования, завуалировав нравоучение в жанр сказки. В новом мире друзья не понимают, зачем встречаться не в виртуальном пространстве, предпочитая общение через «Скайп», а родители стремятся контролировать каждый шаг ребенка, по-своему заботясь о нем, но отчего-то вечно заняты сиюминутными делами, в спешке теряя связь с сыном. Как оказалось, чтобы оценить пользу знаний, Вите понадобилось выполнить задание отца: закалить волю и характер. Но даже с введенными в повествование гаджетами и компьютерными программами спектакль не вполне является отражением нашей действительности, а в некоторых деталях и вовсе нарушается хронологический интервал. Вместе со зрителями он пролистывает страницы памяти, возвращаясь назад. Между тем вскользь брошенная его одноклассницей реплика: «Я скину тебе файл на “Одноклассники”», вызовет улыбку и удивление у нынешних подростков, предпочитающих не первую из отечественных, появившуюся в середине далеких нулевых, а совсем иную – молодежную социальную сеть. Из удач спектакля хочется отметить работу художника Натальи Симаковой – костюмы знаков препинания (по совместительству ироничных блогеров), напомнившие авангардные поиски в искусстве 1920-х. Большая часть действия проходит в антураже тетрадных школьных записей, с рисунками на полях, отметками и исправлениями, перенося зрителей в узнаваемую плоскостную реальность. Огромные брюки будто сами по себе плясали, веселили зрителей и одновременно пугали своим видом незадачливых путешественников. Верным спутником Вити на пути приключений стал обаятельный кот Кузя (Александр Котов), неожиданно заговоривший и умеющий размышлять порой лучше своего хозяина. Но даже в начальном виде взрослые зрители с улыбкой узнают в монологах знаменитое «Любите вы театр, так как люблю его я?» или трагическое «Отчего люди не летают так, как птицы?», произнесенное прочувствованно, с классическим пафосом, смотрящееся особенно комично, потому что актеры играют в этот момент рыжего кота или грустного белого медведя (Никита Чеботарев).Московский Комсомолец Нижний Новгород