Тюремное «служение» монастырей

Принято рассуждать о важности православных монастырей для русской истории и культуры. Но есть такие страницы истории, которые не афишируются: монастыри служили также суровыми тюрьмами. Союз государства с церковью обрекал монахов на столь неблаговидные дела. Деспотическое государство подавляло любое инакомыслие, и церковь не могла остаться в стороне, сама склонная к крайним мерам – устранять соперников и вольнодумцев. Много говорится о том, как советская пенитенциарная система использовалась против церкви. Для попадания в монастырское узилище не требовался суд в привычном для современных людей понимании: все решал обычно Святейший синод или сам император. Два из… их наставников… назначены к заключению в монастырь» (Иринарх /Попов/ – Гавриилу /Городкову/, 27 декабря 1839 г. // ОР РНБ. Жертвами монастырских тюрем становились разные лица: инакомыслящие, «сектанты», приверженцы староверия. Число тюремных монастырей неуклонно росло, достигнув максимума к началу XX века: 20 мужских и 10 женских (Федоров В.А. Русская православная церковь и государство… Известнейший женский монастырь такого рода – Новодевичий в Москве, куда была заключена, в частности, сестра Петра I царевна Софья. Особой бесчеловечностью отличались порядки в тюрьмах Суздальского Спасо‑Евфимьева и Соловецкого монастырей. Деятельностью монастырской тюрьмы руководил настоятель обители. (Пругавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантами. Узников помещали как в специальные казематы, тюремные здания, так и в подвалы («земляные тюрьмы»), погреба и даже монашеские кельи. Печально известный Спасо‑Евфимьев монастырь, относящийся к Владимирской епархии, служил тюрьмой – включал «арестантское отделение» – со времен императрицы Екатерины II, а именно с 1766 года.Независимая газета