Литургия в эпоху эпидемий

Эпидемия коронавирусной инфекции, изоляция, невозможность больше месяца сходить в храм и причаститься привели к обсуждению новых литургических форм. Или, точнее, к возврату к практике Древней Церкви с использованием современных технологий. Фото: Blog.predanie.ru В первые три века у христиан не было храма как здания. В самом начале II века появляется письмо Плиния Младшего к императору Траяну, в котором он описывает, что было известно образованному язычнику о христианском богослужении: "Они (христиане - А. З.) утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества". Кроме того, до нас дошли многочисленные свидетельства как из канонических новозаветных текстов, так и из многочисленных апокрифов, что первые христиане собирались на литургию в домах единоверцев. В более позднее время, когда христиан стало больше, епископ совершал Евхаристию, а диаконы разносили Причастие тем, кто не смог быть на богослужении. Еще немного позже, когда верующих стало так много, что они уже не могли поместиться в дом, а епископ чисто физически не мог освятить Дары для целого города, по благословению епископа Таинство в своих общинах стали совершать священники. Так, во время Великого поста и Пасхи во многих храмах была организована прямая трансляция богослужений. Гораздо интереснее вопрос, как в таких условиях совершать Евхаристию, если священник находится в храме или даже в квартире, а прихожане - в своих домах. 1. Прихожане молятся на онлайн-литургии, а затем священник приходит к ним со Святыми Дарами, исповедует и причащает. 2. Прихожане исповедуются по переписке, молятся на онлайн-литургии или сами служат дома обедницу (то есть литургию по мирянскому чину, без евхаристического канона; её последование почти на любой день теперь можно найти на официальном сайте Русской православной церкви), а затем самостоятельно причащаются запасными Дарами, которые им приносят из храма благословлённые миряне. Такой вариант сегодня не распространён, но в истории Церкви использовался много раз, особенно в периоды гонений, и по благословению правящего епископа вполне может быть актуализирован. Во-вторых, первые два пути на сегодня вполне доступны - вопрос лишь в доброй воле епископов и священников. В-третьих, может ли Святой Дух снизойти на хлеб и вино, которые находятся не в том же помещении, что и священник - сложный богословский вопрос, ответ на который должен стать итогом соборного обсуждения Церкви. 17 марта 2020 года Священный синод Русской православной церкви принял инструкцию в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции, в которой говорилось: "Преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов". Но когда люди вынуждены сидеть дома, а церкви открыты только для священнослужителей, приходится рассматривать и альтернативные формы богослужения, которые в условиях эпидемии становятся обыденностью.Татьянин день