«Башни потеряли свой мачизм»

Родившийся в Киргизии, но давно уже переехавший в Москву фотограф Денис Есаков создал проект-размышление на тему столичных «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки эпохи модернизма. На снимках — сплошь башни, хотя проект получил название «Это не башня». МОСЛЕНТА поговорила с Денисом о том, почему башни утеряли свой символизм и можно ли его реанимировать. С чего все началось? Я несколько лет снимал советскую модернистскую архитектуру — совмод. И, публикуя эти снимки в соцсетях, в ответ получал комментарии о том, какая это плохая архитектура. Ведь в основе многих построек лежат важные идеи, труд множества профессионалов. А еще он про метаморфозу восприятия: переход от башни — городской доминанты к «серой бетонной коробке» Ваш проект называется «Это не башня». В моем случае «небашни» можно заменить как на советское наследие — архитектуру, ценности и прочее, так и в целом на окружающую нас модернистскую действительность. Спрашивать о том, что такое для вас «башня», вроде бы как-то глупо. Если применить эту формулу к некоторым объектам из моей серии, то обнаружится справедливость утверждения в названии проекта — это не башня. Помните Вавилонскую башню — средство приблизиться к Богу, даже стать выше его. А еще он про метаморфозу восприятия: переход от башни — городской доминанты, символа модернистского превосходства над человеком к «серой бетонной коробке», от иконы — к индексу, практически жесту, обозначающему самого себя. За модернистскими башнями в постсоветском пространстве тянется шлейф памяти и травм советского человека. Отдельные постройки эпохи «совмода» получили народные имена: «Вставная челюсть», «Титаник», «Дом активного секса», «Сороконожка». Последние сто лет по этой схеме происходило большинство перемен, что хорошо видно на примере архитектуры: авангардная архитектура запрещается, за ней идет период сталинского ампира с богатым розливом декора на фасадах, затем минимализм серых бетонных коробок, переходящий в брутализм, а следом — вакханалия яиц, грибов, колонн, эклектизма 90-х.Мослента