В нижегородском театре «Комедiя» прошла премьера

Первая театральная постановка детективных рассказов писателя Николая Свечина состоялась в середине марта на сцене нижегородского театра «Комедiя». Премьера показала, что зрители приняли спектакль «Сыщики», но и для критического разбора премьеры нашлись поводы. Писатель Николай Свечин стал известен в последние десятилетия как автор серии рассказов, главным героем которых является сыщик Алексей Лыков. В его произведениях важна не криминальная составляющая, а исследование быта и нравов, на стыке XIX-XX веков. Для создания сценической версии детектива поэт и драматург Евгений Муравьев выбрал рассказ «Дело молитовских отравителей». Нижегородский «Фандорин» – Алексей Лыков и его наставник – глава нижегородского сыска Павел Афанасьевич Благово в нем распутывают серию убийств, произошедших в 1880 году в Нижнем Новгороде. Главным стало выявление способа отравления и хитроумные поступки, которые помогли сыщикам разорвать круговую поруку сговора. Очаровательный прохвост Подгаецкий – Николая Пономарева и хитрый Шарманщик – Валерия Ерукова запомнились зрителям не меньше, чем младший из купцов Бурмистровых (больше напомнивший коммерсанта из 90-х), с широким размахом сыгранного Дмитрием Ериным. Пролог, с песней ярмарочных скоморохов, где упоминаются нижегородские топонимы, настроил действо на нарочито лубочный лад. Площадная форма и музыка задали тон всему спектаклю, повлияли на характер ролей. Вдова Бурмистрова (Юлия Палагина) показана недалекой, простоватой купчихой, вдруг превращающейся в эффектную даму, в сцене страстном танго. Композиции, специально написанные для спектакля известным российским композитором Кимом Брейтбургом, вопреки ожиданиям, вызвали наибольшую критику. Другим же эти вставки и лирика пришлись по душе, настроили на несерьезное отношение ко всему показанному на сцене. К сожалению, рисунок обоев или детали уличной фотографии подчас попадали на костюмы и лица артистов, а навесы над крыльцом городского дома, «вылезали» в бревенчатой лысковской избе, к тому же, постоянное перестроение лавок по сцене показалось оригинальной находкой, но довольно быстро приелось. За легкость подачи, азарт игры, юмор публика прощала и другие «минусы»: неряшливость во внешнем виде Лыкова, его (совсем негеройскую) растерянность, несоответствие в некоторых сценах изображения на стенах дверям в главной декорации. Будем надеяться, что премьера найдет своего постоянного зрителя и сможет пробудить в них интерес к истории города и чтению книг. До конца марта театр приостановил показы спектаклей.Московский Комсомолец Нижний Новгород