Одной из ключевых тем российско-белорусских отношений в 2019 году стала актуализация договора о Союзном государства. В настоящее время правительствами двух стран ведется подготовка «дорожных карт» по развитию интеграции, которые могут быть утверждены в декабре. В то же время, в 2020 г. Беларусь получит статус председателя в ЕАЭС и может включить в союзную повестку ряд инициатив по развитию судебной системы и расширению полномочий Евразийской экономической комиссии. В интервью «Евразия.Эксперт» белорусский юрист, управляющий партнер адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь и партнеры ЭсБиЭйч» Тимур Сысуев оценил перспективы развития интеграции в Союзном государстве и ЕАЭС, а также проанализировал соотношение и значимость двух интеграционных треков. – Тимур Валерьевич, насколько эффективно, на ваш взгляд, работает законодательство ЕАЭС и какие основные задачи оно позволяет сейчас решать белорусским бизнесменам, которые хотят, например, выйти на евразийский рынок? В рамках ЕАЭС все-таки, наверное, более применим второй способ унификации – сверху, на основании политического и экономического союза государств, в которых внутреннее регулирование неодинаково. Страны разные и по степени развитости нормативного регулирования тех или иных отраслей, и по экономическим, и по политическим условиям. Очень яркий пример – антимонопольное регулирование в рамках ЕАЭС, созданное на основе российской модели. С другой стороны, это регулирование может в чем-то входить в противоречие с какими-то национальными белорусскими интересами. Например, постоянные российско-белорусские конфликты, связанные с сельскохозяйственной продукцией – это очевидная политика, реализуемая обеими сторонами. Очень важно, что экономические конфликты решались профессионально, спокойно и прагматично, без истерик, без трансформации их скандалы и конфликты политические. А потенциальный новый орган, да еще обладающий компетенцией по такой болезненной теме, как соблюдение прав человека, очевидно, сразу войдет в политический конфликт с какой-либо страной и лишь станет еще одной ареной споров между представителями различных государств. – В этом году Договору о создании Союзного государства России и Беларуси исполнится 20 лет, ведутся разговоры о его возможной модификации. – Если говорить о том, что в Союзном государстве многое решает политическая надстройка, то можно ли сказать, что интеграционный формат ЕАЭС получается более удачным и более приоритетным для дальнейшего развития? – Многие считают, что Союзное государство не стоит трогать, это определенный пласт законодательства, который помогает решать некие задачи, и его стоит сохранять в неизменном виде, делая при этом упор больше на развитие ЕАЭС как интеграции, потому что и Беларусь, и Россия являются членами этого объединения…Евразия.Эксперт