В ноябре этого года исполнилось 70 лет «дедушке» всех автомобильных предпусковых подогревателей — знаменитому HeadBolt Engine Heater Эндрю Фримена, избавившего миллионы автовладельцев по всему миру от безумной по современным меркам процедуры слива масла из двигателя каждый вечер и залива его наутро. Процедура вечернего слива воды из радиатора в зимний сезон хорошо знакома нашим отцам и дедам, живших в эпоху советского дефицита всего вообще и тосола в частности. Впрочем, была у проблемы и положительная сторона — моторы, для которых ещё не изобрели морозостойких синтетических масел, мощных редукторных стартёров и ёмких аккумуляторов с высокой отдачей, легко заводились в мороз после наполнения рубашки охлаждения горячей водой. Но на заре по-настоящему массового автомобилизма, чья волна, благодаря Ford T, распространилась по миру, как известно, из США, свойства моторных масел были таковы, что в холодных районах даже заливки горячей воды в рубашку охлаждения моторов было недостаточно для стабильного запуска — владельцы машин сливали с картеров масло, чтобы оно не превратилось в студень, гнать который к подшипникам не хватало сил у насоса. Детство и юность инженера-электрика Эндрю Фримена прошли в штате Северная Дакота — зимние температуры там нередко опускались до 40 градусов мороза, и парнишка регулярно наблюдал, как сосед-почтальон по утрам заливал в свой Ford-T подогретые воду и масло, чтобы завести его. Этим устройством он заменил один из болтов крепления ГБЦ на машине своего отца, закрутив его до погружения греющейся части в рубашку охлаждения, и подключил провода к розетке электросети. Двигатель машины, даже заглушенный, оставался на подогреве и при необходимости запускался с полоборота. 8 ноября 1949 года Фримен получил патент на «Болт-подогреватель головки двигателя внутреннего сгорания двигателя Freeman Electric», и уже через несколько лет его небольшая компания выпускала четверть миллиона таких устройств в год и продавала их в 28 штатах страны для двигателей большинства массовых моделей авто. HeadBolt Heater освободил тысячи шофёров от утомительного труда по запуску машины, а также радикально продлил жизнь двигателям. Ибо моторные масла той эпохи делали каждый холодный запуск поистине губительным для двигателя — давление смазки добиралось до самых дальних трущихся пар спустя аж несколько минут после начала вращения коленвала, и всё это время металл невозбранно перетирал сам себя в пыль и стружку. Идея HeadBolt Heater защищалась патентом, но благополучно распространилась по всем странам с холодным климатом — и в виде чистых аналогов (там, где американский патент не был продублирован), и в виде широкого спектра модификаций, принципиально отличающихся от конструкции болта блока цилиндров, греющих либо антифриз, либо масло. Сегодня в продаже можно встретить сотни моделей самых разных электрических подогревателей двигателя, интегрированных в систему охлаждения или систему смазки автомобиля — как и старый добрый HeadBolt Heater, они питаются от обычной электросети и стационарной розетки, ибо такой вариант радикально доступнее автономных бензиновых и дизельных отопителей. Паркуя автомобиль, владелец посредством кабеля с вилкой подключает машину к электропитанию, сохраняя тепло мотора для последующего запуска. Помимо обеспечения комфорта водителя и пассажиров, такой подогрев работает на экологию (максимальное количество вредных выбросов двигатель даёт до выхода на рабочую температуру), продление жизни мотору, трансмиссии и аккумулятору, для которого крутить промороженное «колено» равносильно короткому замыканию. Особо продвинутые, к слову, греют не только мотор, но и амортизаторы подвески, прикрепляя к ним хомутами плоские нагревательные ленты-ТЭНы, ибо в сильные морозы стойки быстро помирают от движения с загустевшим маслом.News.ru