Топливо из… соляной шахты: как России создать экспортный резерв нефти

Сколько дней нефтяные компании могут продавать нефть в случае тех или иных проблем с добычей сырья? В США и других странах-экспортерах созданы специальные резервы «черного золота», рассчитанные минимум на 90 дней. В России, увы, экспортные запасы намного меньше. Андрей Сизов, председатель правления ООО «Балтийский метанол» Очевидно, что формирование государственного экспортного резерва нефти и нефтепродуктов (ГЭРН) связано с цикличными кризисными явлениями на мировом рынке, а сегодня — и попытками стран «коллективного Запада», объединенных в рамках МЭА (Международное энергетическое агентство — США, страны Европы, Япония, Австралия и др.) регулировать экспорт российской нефти и нефтепродуктов, а также цены на них в своих интересах. Государственные запасы развиваются в большинстве ведущих мировых держав как технология, позволяющая поддерживать стабильность в кризисных ситуациях. После мирового нефтяного кризиса 1973-1974-х гг. члены МЭА (США, страны Европы, Япония, Австралия и др.) обязались поддерживать объем стратегических резервов нефти на уровне, эквивалентном объему их импорта в течение 90 дней. Страны ЕС, согласно директиве от 14 сентября 2009 г., так же должны обладать стратегическими запасами сырой нефти и/или нефтепродуктов, покрывающих их чистый импорт в течение 90 дней или потребление в течение 61 дня в зависимости от того, что больше. Крупнейшими среди стран МЭА, а также в мире стратегическими запасами нефти располагают США — 714 млн баррелей (~ 100 млн тонн). Китай, который не входит в МЭА, с 2007 г. усиленно создает стратегические резервы нефти. На сегодняшний день они составляют примерно 400 млн баррелей (~55 млн тонн), что покрывает импорт в течение 40 дней. Стратегические запасы нефти формируют и страны нетто-экспортеры нефти. В 2003 г. страны ОПЕК заявили о создании специального стратегического резерва нефти в размере 150 млн баррелей (~21 млн тонн). (21 млн. тонн) нефти, в том числе технологическая нефть, необходимая для работы нефтепроводов, нефтепроводного оборудования около 50% этого объема. При объеме добычи 550 млн. тонн в год и объеме экспорта 240-250 млн. тонн, резервный парк ПАО «Транснефть» обеспечивает 1,5-2% годового объема добычи, 3-4% экспорта, менее объема 7-ми дневной добычи, менее 14 дней равномерного экспорта нефти. Однако для оказания существенного влияния на мировые котировки нефти (не принимая во внимание «жесткий» вариант — сокращение добычи), учитывая показатель резервов в размере 90 дней потребления, запасы должны быть увеличены до уровня как минимум до 130 млн. тонн единовременного хранения. Стоимость и сроки создания нефтехранилищ (предварительная оценка): • в кавернах каменной соли — 1,6 тыс. рублей/тонну, сроки по оценке РГО 10-12 лет; • наземные хранилища — 3,5 тыс. рублей/тонну, сроки 5-6 лет; Учитывая долгосрочный характер создания технических мощностей, для функционирования ГЭРН в период до ввода собственных мощностей возможно использование: 1. российских коммерческих резервов (НПЗ, нефтебазы, хранилища на месторождениях, неиспользуемый вагонный парк, танкерный флот) на основании договоров аренды/ответственного хранения. 2. мощностей хранения стран-участников ОПЕК+ в рамках совместного регулирования объемом предложения на мировых рынках и на основе межгосударственных соглашений; 3. мощностей хранения стран-участников БРИКС+, Энергетического клуба ШОС на основе межгосударственных соглашений Создание и функционирование ГЭРН предполагает: • усиление роли государства в регулировании предложения и спроса на рынке экспорта нефти путем изъятия (выкупа) невостребованных объемов у российских производителей через биржевые механизмы российской биржи при кризисных явлениях на рынках (снижение цен, установление торговых ограничений, эмбарго); • использование средств торгового профицита, средств стабилизационного фонда, средств золотовалютных резервов (в части сокращения доли средств в валютах недружественных стран и сокращения доли валют экономик с высокой долговой нагрузкой и инфляцией) для торговых операций ГЭРН и создания инфраструктуры функционирования ГЭРН, перевод валютных резервов в материальную форму; • участие государственной структуры ГЭРН в торгах, в том числе в виде предложения по выкупу не выше нижней фиксированной стоимости в рублях, продаж через биржевые торги или через прямые поставки; • административно регулируемого ограничения экспорта российскими производителями через установление обязательной доли продажи экспортной продукции через биржевые торги с участием в торгах структур ГЭРН; • создание государственной инфраструктуры для функционирования ГЭРН (нефтехранилища, использование существующей и создание дополнительно транспортной инфраструктуры — порты, трубопроводы); • создание системы страхования, необходимой для функционирования ГЭРН, биржевых торгов и последующих поставок; • возможность допуска иностранных контрагентов к торговым операциям на российских биржах в рублях с использованием механизма задействованного при процессе «Газ за рубли» (спец.счета для покупки рублей за валюту на Мосбирже и использование рублей для покупки продукции на российской бирже); • торговлю танкерными партиями на условиях FOB российский порт и объемами в межгосударственных нефте и нефтепродуктопроводах на условиях «поставка на границу» и обеспечение котировки цен по российским индексам для основных сортов нефти (Urals, Arc, ESPO, Sakhalin Blend).Новые Известия