За зерновозом проследит агрегатор

В июле в России изменились правила перевозки зерна. Как поясняют сотрудники Федеральной налоговой службы, новации позволят обелить рынок, убрать с него мошенников и практически свести к нулю риск аграриев - заказчиков перевозок. Независимые эксперты соглашаются с необходимостью изменить систему, но считают, что время выбрано неудачно, как раз в начале массовой уборки зерна на юге России. Как повлияет новый закон на зерновой рынок и что думают о нем сами сельхозпроизводители, выяснял корреспондент "РГ". В 2017 году в России была подписана хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Ее участники пообещали отказаться от незаконного возврата НДС и любых других незаконных налоговых схем, минимизировать деловые контакты с перекупщиками зерна и быть более осмотрительными при выборе грузоперевозчиков. Главная загвоздка в том, что аграрий, который произвел зерно и заказал услугу на его перевозку транспортной компании, фактически не мог проконтролировать ее исполнение. В этой длинной цепочке слабое звено - самый добросовестный участник, то есть производитель зерна, пояснила ранее журналистам замначальника Контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич. Кроме того, налоговые органы могли не подтвердить для заказчика вычет НДС, так как фактически перевозчики не являются его плательщиками. Поэтому налоговики вместе с Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК подготовили новые "конструкции договоров", которые позволят избежать риска в части уплаты НДС и налога на прибыль.Теперь, если транспортная компания передает услуги, она как агент оформляет их, подписывая договор с перевозчиком, и передает их в пользу заказчика. По оценке экспертов, рынок зерновых перевозок примерно на 70 процентов находится в теневом секторе. Например, перевозчикам, работающим в теневом секторе, выгоднее за один раз перевезти больший объем груза, пренебрегая всеми нормативными требованиями к перевозкам. - Мы только начали уборку, зерна еще практически нет, так что с новыми правилами реализации пока не столкнулись, - говорит фермер из Ростовской области Роман Алейников. По словам Марышева, в будущем проблему транспортировки смогут решить электронные облачные системы координации перевозок, которые сейчас разрабатываются в России по аналогии с электронными агрегаторами такси, - любой перевозчик может получать заказы на перевозку зерна и заключать такие контракты онлайн. Уборка ранних зерновых и зернобобовых на юге России набирает обороты. В Южном федеральном округе зерновые обмолочены на площади более 900 тысяч гектаров, это примерно на 100 тысяч больше, чем было на аналогичную дату прошлого года. Намолочено 4,1 миллиона тонн зерна (в 2018 году - 3,2 миллиона) при урожайности 45,8 центнера с гектара (в 2018 году - 38,5 центнера).Российская газета