Юрий Федорович Лукин, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации рассказал ИА «Двина Сегодня» о своих исследованиях, которые он ведет уже 50 лет. Историк выдвинул новую версию основания Архангельска: — Города как и люди имеют свой возраст, время расцвета и годы упадка, юности и зрелости. Чем старее город, тем почтительнее отношение к нему. Официальный возраст Архангельска сильно преуменьшен в силу разных обстоятельств. Фактически историческое начало Архангельска относится к появлению на Пур-Наволоке Михайло-Архангельского монастыря в 1388 году, что подтверждается документально. Важнейшим документом по начальной истории Архангельска является благословенная грамота новгородского владыки Иоанна, опубликованная архимандритом Амвросием в его труде по истории Российской иерархии, — сообщил историк. 16 ноября 2019 г. была опубликована статья Владимира Станулевича «За георадарщиками искать деревянную крепость Архангельска приедут археологи», сообщалось о том, что летом 2019 г. в Петровском парке, который находится в хозяйственном ведении ГБУК «Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова», были проведены георадарные поиски под руководством археолога Института археологии РАН Алексея Беличенко, инициированные Архангельской митрополией и фондом сохранения исторического наследия «Император». «Деревянный город-крепость был построен вокруг Михайло-Архангельского монастыря, основанного, по преданию, в XIV столетии — сейчас это территория Петровского парка. Профессор, доктор исторических наук Владимир Булатов писал о том, что вопрос о дате возникновения Архангельска можно считать принципиальным. Историческое начало Архангельска относится к появлению на Пур-Наволоке Михайло-Архангельского монастыря, что подтверждается документально Благословенной грамотой новгородского архиепископа Иоанна (1388), опубликованной архимандритом Амвросием (Орнатский Андрей Антонович, 1778–1827) в его труде по истории Российской иерархии (1811), официально заверенной печатью архиепископа. Наличие печати новгородского архиепископа — это один из самых весомых и убедительных аргументов легитимности благословенной грамоты Иоанна игумену Михайло-Архангельского монастыря Луке. Член-корреспондент Императорской Академии Наук В. В. Крестинин (1729–1796) подвергал сомнению авторство благословенной грамоты на том основании, что с именем Иоанна в истории было три Новгородских архиерея и какому из них приписать издание данной грамоты «знать не можно», так как грамота была «утверждена одною токмо Архиерейскою свинцовою печатью, без подписания в сей грамоте года, месяца и числа». Однако, первый из них Иоанн (Папин) не может быть причастным к благословенной грамоте, так как был епископом Новгородским в XII веке, но не имел сана архиепископа, как указано в грамоте XIV века. Фактически следует относить Архангельскую благословенную грамоту только ко времени третьего Иоанна, который был выбран новгородским вече в лето 6896 от сотворения мира (7 мая 1388 г.) из трёх кандидатур в храме святой Софии. Протоиерей, историк, агиограф, инспектор Архангельского епархиального женского училища, действительный член Архангельского Епархиального Церковно-археологического Комитета Аркадий Васильевич Кириллов (1863–1916) относил, например, основание монастыря к более раннему периоду, чем XIV век. Можно ли основание монастыря считать историческим началом города Архангельска? Профессор В. Н. Булатов отметил в своей книге по истории Русского Cевера (1999): «Михайло-Архангельская обитель возникла не позже второй половины ХIV века как головной монастырь Двинской земли в период новгородского правления.Двина Сегодня