«ФГОСы нас раздавили»: почему популяризаторы родных языков завидуют Татарстану?

Как баски помогли написать учебник татарского языка, где учатся якутские бабушки и в чем чуваши опередили татар В онлайн-формате прошла третья конференция из цикла «Передовые практики сохранения языков народов России», организованная общественной платформой «За языки РФ». Корреспондент «БИЗНЕС Online», выслушав спикеров, примерила методики популяризации языков народов РФ к нашему республиканскому опыту и узнала, почему, по мнению коллег из других регионов, Татарстан является авангардом в деле сохранения родных языков. «В 1990-Х ГОДАХ НЕ БЫЛО ПОНИМАНИЯ ТОГО, КАК ЭТО ДЕЛАТЬ» В октябре общественная платформа «За языки РФ» провела третью онлайн-конференцию из цикла «Передовые практики сохранения языков народов России». Активисты из различных регионов РФ решили объединить усилия для сохранения родных языков. Более того, модератор конференции, чувашский активист Александр Блинов отметил, что в вопросе сохранения родного языка Татарстан является авангардом для остальных регионов РФ. Кроме того, надеемся, что в комиссии по сохранению и развитию татарского языка, которую возглавляет Марат Ахметов, также внимательно отслеживают мероприятия платформы «За языки РФ». Открывая мероприятие, Блинов подчеркнул, что акцент на третьей конференции должен быть сделан на методиках преподавания родных языков. Появляются другие учебники, новые ресурсы, которые способствуют и помогают изучать языки», — подчеркнул спикер и передал слово одному из авторов учебника по татарскому языку нового поколения «Салям!», преподавателю татарского и английского языков Рашату Якупову, который рассказал, как шла работа над учебным комплексом. Якупов отметил, когда молодые педагоги начали преподавать татарский язык, у них возник вопрос: почему бы не преподавать родной язык так же, как это делают англичане, американцы, т. е. по-современному ярко, красиво и, конечно же, эффективно. Зачастую методики брались с преподавания русского языка, больше на филологической основе, что не совсем эффективно, когда мы преподаем язык как иностранный, например татарский для русскоязычной аудитории. Соответственно, в 2016 году с данной проблемой на нас вышло предыдущее руководство министерства образования Татарстана, которое предложило создать современный учебник татарского языка нового поколения», — отметил педагог. При этом пока непонятно, закончится ли работа над новым учебником на данном этапе или разрешат, наконец, преподавание родных языков в 10–11-х классах. «Потому что по нынешним образовательным стандартам преподавание родных языков в 10–11-х классах не предусмотрено», — подчеркнул Якупов. «Главная особенность данного учебника в том, что он основан на коммуникативной методике, — сообщил казанский педагог. Отвечая на вопрос о том, есть ли данный учебник и интерактив в открытом доступе, спикер ответил, что в ближайшее время разработчики планируют открыть доступ к учебникам на сайте для того, чтобы любой человек, который преподает татарский язык в частных школах или ведет курсы и кружки, мог пользоваться этой информацией.БИЗНЕС Online