Небольшая, но крайне увлекательная выставка, посвященная уличным уборным, открылась в Париже. Она раскрывает многие тайны туалетов французской столицы, сыгравших свою роль в борьбе за общественную мораль и в войне против нацистской Германии. На выставке представлены снимок живописца Эдгара Дега, выходящего из уборной, работа знаменитого фоторепортера Анри Картье-Брессона, на которой запечатлен американский писатель Чарльз Анри Форд, застегивающий штаны, и многие другие исторические документы. История парижских уличных уборных берет начало в XIX веке, когда столица Франции была известна своими невыносимыми запахами не менее чем революционными потрясениями. Улицы были переполнены мусором и конским навозом, а любой, кто попал под открытым небом в пикантную ситуацию, вынужден был пристраиваться в самых неожиданных местах. Чтобы прекратить это безобразие, предшественник барона Османа - префект Парижа Рамбюто приказал построить соответствующие сооружения. Эти павильоны фаллической формы со встроенной сантехникой позволили мужскому населению Парижа мочиться с относительным достоинством. Было решено, что женские уборные займут слишком много места на общественных улицах. Несмотря на игнорирование потребностей половины жителей Парижа, писсуары Рамбюте вскоре приобрели более сложную архитектурную форму и превратились в конечном итоге в сооружения, напоминающие танковую башню. Вариант туалета, полномасштабный образец которого есть в экспозиции выставки, впоследствии стал повсеместным элементом ландшафта на парижских бульварах. Однако основная функция писсуаров вскоре была скомпрометирована другими потребностями. Относительная конфиденциальность, которую обеспечивало ранее непредусмотренное в Париже пространство, оказалась востребована среди маргиналов - гомосексуалов французской столицы. Наблюдение за посетителями было обычным делом, и консерваторы осудили общественные уборные как «уродливое пятно на лице города». Другое издание клеймило «разврат, который происходит в столичных уборных». Вокруг уличных уборных возникало все больше экзотических субкультур. Несмотря на заслуги в борьбе с нацистами, в послевоенную эпоху старые уличные уборные были обречены остаться лишь в памяти парижан.Ридус