О подписании в Анкаре главами железнодорожных компаний России, Турции и Азербайджана трeхстороннего меморандума о сотрудничестве в области развития ж/д-перевозок как одного из центральных событий этого года в российско-азерайджанских отношениях рассуждает научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев - специально для "Москва-Баку". Подписание в Анкаре главами железнодорожных компаний России, Турции и Азербайджана трeхстороннего меморандума о сотрудничестве в области развития железнодорожных перевозок станет одним из центральных событий этого года в области экономики российско-азерайджанских отношений. За доказательством далеко ходить не надо - тема взаимодействия РЖД и АЖД станет одной из центральных на трехстороннем саммите "Север-Юг", с участием президентов Путина, Алиева и Роухани 13-14 августа в Сочи. На прошлой неделе, в Минтрансе России состоялась встреча главы ведомства Евгения Дитриха и министра транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана Рамина Гулузаде. Чиновники рассмотрели перспективы увеличения транзитных грузоперевозок в МТК "Север-Юг", и в частности обсудили использование после сдачи в эксплуатацию моста, строящегося через реку Самур в районе пропускных пунктов "Самур" (Азербайджан) - "Яраг-Казмаляр" (РФ), а также эксплуатацию системы "Платон" и общую политику цифровизации транспорта. По данным азербайджанского Центра анализа и коммуникации экономических реформ, в 2019 году пятерка лидеров несырьевого экспорта Азербайджана выглядит следующим образом: в Россию $165 млн. (рост 22% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года), в Турцию - $148 млн. (рост 16%), в Грузию - $62 млн. (рост 19%), в Швейцарию - $45 млн. (рост 13%) и в Италию - $22 млн. (двукратный прирост). Итак, меморандум в Анкаре предусматривает совместные действия для обеспечения регулярных железнодорожных перевозок по маршруту Баку-Тбилиси-Карс, включая установление экономически обоснованных тарифов и привлечение новой грузовой базы. Фактически, это начало нового проекта смыкающего МТК "Север-Юг" с широтными сегментами "Один пояс - один путь". Новая стратегия РЖД с каждым месяцем будет обрастать очередными импульсами взаимодействия. По словам гендиректора РЖД Олега Белозерова, данным проектом Турция не просто формально подключается к единому технологическому пространству железных дорог шириной колеи 1520 (государства СНГ и ряд соседей), "дальнейшее развитие коридора Баку-Тбилиси-Карс в самой ближайшей перспективе создаст предпосылки для организации регулярного контейнерного сообщения и на постоянной основе включит Турцию в систему евроазиатских транспортных коридоров, по ветке поедут новые грузы, появятся новые возможности развития международной логистики". Далеко не новость, что реалии взаимодействия Москвы, Баку и Анкары формируют ребра геополитического треугольника: проекты на российско-азербайджанском ребре не только косвенно, но и напрямую поддерживают, усиливая позитивный фон для российско-турецких. Новый железнодорожный проект становится пятым направлением взаимодействия Москвы и Анкары, к известным четырем: строительство АЭС, комплексный план военно-технического сотрудничества, координация газового транзита, и собственно двусторонняя торговля ($25,4 млрд и 26 млн тонн грузов в 2018 году). Поэтому РЖД предлагает своим партнерам в Азербайджане и Турции создать сеть Центров управления эксплуатационной работой, включающих синхронизацию перевозок на стыке ж.д. коммуникаций "пространства 1520" (РФ, Азербайджан, Грузия и другие) и "пространства 1435" (ЕС, Турция, Иран). Отчасти, данная стратегия была отработана в плоскости взаимодействия с АзЖД, и впоследствии применена на других направлениях, в Иране и Турции. В заключении несколько слов о конкретной прикладной пользе взаимодействия России, Азербайджана и Турции в железнодорожной сфере. Понятно, что вхождение РЖД в проект Баку-Тбилиси-Карс это еще один выход для внешнего экспорта российской компании, выход на дальние рынки.Москва-Баку.ru