Если наследие Анатолия Зверева еще при жизни оказалось в фокусе внимания коллекционеров, советских и иностранных, то Евгений Михнов-Войтенко лишь в последние годы получил внимание со стороны музеев и меценатов. Положение Евгения Михнова-Войтенко (1932–1988) на карте советской неофициальной культуры парадоксально. Он — важнейшая фигура ленинградского андеграунда, яркий новатор и экспериментатор, протягивающий руку сразу к нескольким западноевропейским направлениям в послевоенном искусстве: абстрактному экспрессионизму, ташизму и искусству действия. Отсюда происходит и самый мощный, но, как всегда бывает в таких случаях, неточный ярлык — «русский Поллок». Само существование и постоянное размножение подобных штампов говорит о том, что так и не появился язык, пригодный для описания сложного и многогранного феномена. Поллок из Ленинграда Даже в локальном ленинградском контексте Михнов-Войтенко остается художником малоисследованным, несмотря на романтический ореол, окутывающий его фигуру. Персональная выставка «Блуждающие множества» в Новом музее в Санкт-Петербурге прошла в 2010 году. Коллекционер и основательница Музея AZ Наталия Опалева рассказывает, что обратила внимание на творчество художника около года назад. За этот период, как говорит Опалева, ей удалось совершить довольно глубокое погружение в современную художественную жизнь Санкт-Петербурга и эпоху андеграунда в Ленинграде: «За год я сильно продвинулась в этой теме, изучив не только наследие Михнова-Войтенко, но и, например, искусство авторов арефьевского круга, художников, участвовавших в «газаневщине», знаменитых выставках в ДК «Невский» и ДК им. Газа в 1970–1980-е годы. Оттолкнувшись от сценического искусства, впоследствии Михнов-Войтенко станет одним из первых советских неофициальных художников, привнесших в свое искусство жест и движение. Кстати, с искусством Джексона Поллока, своего американского «двойника», Михнов-Войтенко был знаком: его произведения показывали в 1959 году на Американской национальной выставке в «Сокольниках». Зверев при жизни имел мощную поддержку в лице коллекционера Георгия Костаки, благодаря которому графика художника попала в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке, а творческий метод получил емкое определение — «лирический экспрессионизм». Неофициальный художник Михнов-Войтенко: цены и выставки После смерти художника в 1988 году корпус его произведений унаследовала сестра Людмила Хозикова. В Москве в это время проходил знаменитый аукцион Sotheby’s в Центре международной торговли, благодаря которому работы неофициальных советских художников впервые были масштабно представлены западным коллекционерам. — С одной стороны, конец перестройки, начало перемен, с другой — все еще Советский Союз, для которого наследие неофициального художника едва ли представляло какую-то ценность. Круг коллекционеров В 2003 году Сергей Попов курировал первую в Москве галерейную выставку Евгения Михнова-Войтенко, прошедшую в галерее «Сэм Брук» при Государственном культурном центре-музее Высоцкого. Главным популяризатором творчества Михнова-Войтенко, человеком, который по-настоящему спас имя художника от забвения, стал Аслан Чехоев, коллекционер и основатель Нового музея в Санкт-Петербурге. — На выставке «Секунда, умноженная на вечность» в Музее AZ мы проводим параллели между Зверевым и Михновым-Войтенко как раз на основе ранних произведений».Forbes