Вспоминаем, как создавалась история о судьбе валютной проститутки Тани Зайцевой в фильме Петра Тодоровского. Предыстория В основу будущего фильма легла повесть Владимира Кунина "Интердевочка", опубликованная в 1988 году в журнале "Аврора". Писатель провёл серьёзное исследование жизни проституток и в течение нескольких месяцев следил за их работой в одной из ленинградских гостиниц. Неудивительно, что повесть стала одним из заметных событий перестроечной жизни СССР и вызвала бурную реакцию у читающей аудитории. Редакция получила большое количество откликов, экранизация напрашивалась сама собой, и тогда Владимир Кунин предложил сценарий по мотивам повести Мире Тодоровской. Сюжет Главная героиня Таня Зайцева официально работает медсестрой в больнице, по графику “сутки через трое", основное же её занятие и источник дохода – работа валютной проституткой в “Интуристе". Уехать на ПМЖ заграницу было в перестроечные годы мечтой многих советских девушек, и героиня не может поверить своему счастью – она будет жить в Швеции. Наконец, получив все документы и официально став женой Эдварда, Таня уезжает из СССР. Но внешне благополучная жизнь в Швеции не приносит Тане ожидаемого счастья, постепенно о себе так или иначе начинает напоминать прошлое. Рабочее название его повести было "Проститутка". Тем более, как говорит главная героиня в одной из сцен, когда её вместе с “коллегами" по цеху принимают за занятие проституцией в отделение милиции, “у нас в стране это явление, социальное, отсутствует полностью". После полугода подбора кандидаток выбор создателей картины остановился на Елене Яковлевой, которая, видимо, впечатлила режиссёра своей ролью проститутки-лимитчицы в спектакле “Снег недалёко от тюрьмы" в Театре имени Ермоловой. Но Тодоровскому поначалу казалось, что актриса не соответствует представлению о валютной проститутке — он упорно считал, что эти девушки должны быть “грудастыми и задастыми", а у Яковлевой — “ни там, ни тут". Выглядеть, как проститутка Модные яркие туалеты для героини и других её "коллег" в условиях тотального советского дефицита приобретали в Швеции. В фильме есть сцена, как вернувшись под утро с “ночного дежурства", героиня Яковлевой поднимается на чердак своего дома и переодевается из своего “рабочего" платья с блёстками и пайетками в скромные вельветовые штаны и рубашку, чтобы в таком привычном одеянии появиться дома перед матерью. Так, в ключевой сцене, где Таня вынуждена отработать у своего давнего японского клиента сумму, недостающую ей для выезда в Швецию, снимали с участием почти всего мужского состава съёмочной группы: один раскачивал прикроватную тумбочку со светильником, а остальные, включая режиссёра, трясли кровать. Стокгольмский хэппи-энд Шведские партнёры не хотели трагичной концовки, и для них режиссёр снял другой, счастливый финал картины: Таня Зайцева садится в самолёт и улетает обратно в СССР. В ней оставался открытый финал — героиня уезжает на машине в неизвестность.Metro Москва