А сказать хотелось многое... Чем радует и чем огорчает Кинотавр-2020

Екатерина Барабаш, Сочи «Кинотавр» постепенно подбирается к концу. И хоть итоги подводить пока рано, некоторое представление об основных направлениях и об уровне нынешнего кино составить можно. На открытии фестиваля Александр Роднянский заявил, что в этом году программа сильна, как никогда. Если бы он этого не сказал – мы бы и не ждали откровений. А так – ждали, ждали, но пока что-то никак не дождемся. Может, там страшно, может, там много опасностей и неприятностей? То, что авторы не захотели учесть это, а пошли на таран с мелодрамой наперевес, означает, что они не захотели учесть неоднозначность персонажа. Впрочем, в фильме тем не менее есть один очень правильный, очень нужный акцент: это почти документальное описание проблемы обезболивающих для онкобольных – тяжелая и страшная проблема не только медицины, но и общества в целом, дегуманизирующая государство по самое основание. А вот «Пугало» Дмитрия Давыдова – несомненное открытие. Фильм якутского режиссера – причудливая и чувствительно осязаемая смесь якутского мира шаманства и жесткой деревенской реальности. Героиня фильма – местная целительница и знахарка, которая может все: вылечить ребенка, отвести от деревни проблемы с правоохранительными органами, вернуть мужчину силу «аппарата». Местные жители чураются общения с ней, ее отовсюду гонят, продукты в магазине не продают – едой ее снабжают «пациенты», приходящие за помощью, те самые, кто вчера ее вышвыривал из магазина, да и завтра, когда в ней отпадет нужда – сделает то же самое. в главной роли снялась якутская певица ВалентинатРоманова Чыскыырай, вызвавшая на премьере фурор национальным одеянием. Появление якутского фильма в конкурсе «Кинотавра» - в своем роде знаменательное событие. По сюжету главная героиня, монахиня Наталья (Наталья Павленкова) с подругой Светой (Ольга Лапшина) арендуют тот самый зал в театрально центре на Дубровке для вечера памяти в годовщину теракта. У обоих там погибли дети, а на Наталье еще висит тяжкий груз вины перед погибшим сыном – она воспользовалась возможностью сбежать из театрального центра, оставив там детей. Наталья раздала всем надувные манекены: белые – вместо погибших, черные – вместо террористов, синие – вместо выживших, но не сумевших или не захотевших прийти. Сказать хотелось много, тема увлекла, но внятного высказывания не вышло, несмотря на превосходный дуэт двух актрис – Натальи Павленковой и Ольги Лапшиной.Новые Известия