Мусорная реформа: крайних нет, есть опоздавшие

Новые правила обращения с твердыми бытовыми отходами действуют в регионе уже пятый месяц. За это время вокруг реформы сломано множество копий, и, несмотря на ведущуюся разъяснительную работу, вопросы не прекращаются. Ничего удивительного – кардинальные перемены всегда принимаются с долей скепсиса: и на этом, увы, активно пытаются сыграть желающие срубить предвыборных дивидендов политические деятели. Все это разворачивается на наших глазах, однако ноги у мусорной реформы растут из очень давних времен: проблеме, которую она должна решить, много десятилетий. Перестройка и девяностые Даже цифровые технологии в СССР, а затем и в России развивались лучше в сравнении с системой сбора, сортировки и утилизации мусора. С сортировкой мусора и его переработкой россияне начали знакомиться только после открытия границ, во время поездок за рубеж. Разумеется, во дворах многоквартирных домов стояли контейнеры, которые регулярно вывозились спецтранспортом на свалку, а в частный сектор по расписанию приезжали машины, в огромные кузова которых население сваливало накопленный мусор. Но дальнейшая судьба мусора никого не интересовала, все понимали, что он едет на свалку. О технологиях речи на советских свалках не шло, в итоге уже к началу девяностых многие места хранения ТБО исчерпали свои возможности, а в нижних слоях мусорных залежей шли химические реакции, и мусор начал потихоньку то тут, то там самовоспламеняться. Вокруг мусора закрутились огромные деньги, ведь за вывоз и утилизацию теперь надо было платить, причем не государству. Так на ровном месте родились целые мусорные бизнес-империи: взяв под контроль какую-нибудь свалку, оставалось расслабиться и просто собирать деньги за утилизацию с физлиц и юрлиц. А если подмять под себя еще и вывоз отходов с площадок, можно было не только озолотиться, но и войти в политику: ведь мусор – рычаг давления на власть. Мусорные пики и целые хребты до сих пор уродуют ландшафты российских регионов, и мы еще не говорим о несанкционированных свалках – не секрет, что зачастую отходы вывозились не на полигон, а в ближайшую рощу. Именно поэтому на высшем федеральном уровне, осознавая все политические риски, всю непопулярность любых реформ подобного рода, консерватизм людей в их бытовых привычках, зная, что вокруг реформы обязательно попытаются раздуть протест, все же решились на такой шаг. Эксперты отрасли и люди, пишущие стратегии экономического развития страны на десятилетия вперед, осознают: порастая мусором, нельзя на равных конкурировать со странами, где обращение с ТКО – это система и где налажена сортировка с переработкой. Всем это ясно, вот только видеть по соседству с собой сортировку и тем более переработку отходов никто не хочет. В это и уперся следующий этап мусорной реформы – строительство межмуниципальных кластеров, куда должны свозиться отходы из близлежащих районов и городов, тормозится. Но, может, есть какие альтернативные варианты кроме предложенных властью кластеров, межмуниципальных узлов сбора, сортировки и переработки мусора?Московский Комсомолец