Грузовая азовская шхуна прошла три войны

До создания Керчь – Еникальского канала и Доно-Азовского морского каналов, которые соединили Керчь с Ростовом-на-Дону, Ейском, Таганрогом, Мариуполем и Бердянском, морские пароходы доходили только до внешнего рейда Керчи.Наша версия
Последними «азовскими шхунами» стала большая серия – 17 теплоходов - типа «Пионер», построенными в Одессе и Севастополе в 1928 – 1935 годах.Наша версия
После начала Первой мировой войны, по планам Российского Генштаба, должен был быть высажен десант у Босфора для взятия Константинополя.Наша версия
После окончания Гражданской войны, Советскому Союзу десантные корабли были особенно не нужны, поэтому четыре «Эльпидофора» были перевооружены в канонерские лодки, а остальные корпуса переделаны в сухогрузы и танкеры.Наша версия