Пламенный мотор: как менялся двигатель, выпускавшийся в военное время в Барнауле

Каждый пятый танк в Великую Отечественную войну был оснащён мотором барнаульского производства — широко известный факт, иллюстрирующий неоценимый вклад трудового тыла в Победу.Газета "Вечерний Барнаул"
Немецкие танки хорошо горели, потому что на бензиновых двигателях.Именно в 1940-е годы получился дизельный мотор, ставший впоследствии визитной карточкой легендарного Т-34.Газета "Вечерний Барнаул"
Однако дизелей не хватало, и в конце 1942 года в Барнауле срочно построили завод № 77.Сначала Государственный комитет обороны планировал в Барнауле два завода: по производству легких танков Т-50 и второй — по изготовлению б-цилиндровых дизелей В-4.Газета "Вечерний Барнаул"
Например, в августе 1941 года вышло распоряжение заменить по возможности все узлы из алюминиевых сплавов на чугунные.В условиях военного времени совершенствовались производственные процессы.Газета "Вечерний Барнаул"