Евгений Марголит. В ожидании ответа. Отечественное кино: фильмы и их люди. М.: RosebudPublishing, 2019 Однажды Андрей Тарковский заметил: «Ни одно из искусств не может запечатлеть время, кроме кино. Поэтому сборник статей главного искусствоведа Госфильмофонда Евгения Марголита, охватывающий период от первой (1908) отечественной картины, короткометражки «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), до постсоветских «Свободное плавание» (2006) и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014), создает исторический и культурный срез нескольких эпох. Касаясь особенностей советского кинематографа, Марголит в числе прочего пишет о привлекательности у зрителя героев второго плана. Как следствие, «второй план в советском кино перемещается на первый», происходит «поглощение первого плана вторым». В частности, в фильме Николая Экка «Путевка в жизнь» (1931) первоначальная роль беспризорника Мустафы вообще должна была быть эпизодом. Правда, нередко главные роли негативно сказывались на последующей карьере актера. Интересен и взгляд мэтра на место того или иного режиссера в отечественном кинематографе, точнее, как оно мыслилось его коллегами по цеху. Касаясь, например, автора «Кавказской пленницы» Марголит отмечает, что «киносообщество никогда не признавало Гайдая до конца «своим». Успех воспринимался как следствие потакания вкусам и запросам массового зрителя. Автор книги приводит жесткое свидетельство Григория Козинцева, посмотревшего «Двенадцать стульев» (1971) Леонида Гайдая: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Вероятно, подобные оценки и формируют «гамбургский счет», правда, на этот раз, в отношении не писателей, а режиссеров.ИА Регнум