Столетие Григория Чухрая отметят марафоном его фильмов
Чухрай — один из первых гуманистов постсталинской эпохи. Пройдя через всю Великую Отечественную войну, он решил продолжить дело, за которое отдали жизни многие его сверстники. Чухрай всегда снимал про войну, но снимал совершенно по-особенному: без громких подвигов, батальных сцен и прославления Советской армии, а через истории обычных людей, которые вынуждены испытывать себя на прочность каждый день. Спасение от погибели режиссер всегда видел в любви. В середине шестидесятых, когда Чухраю стало сложнее снимать свои фильмы из-за конфликтов с властью, он начал продюсировать чужие, открыв Экспериментальное творческое объединение — киностудию, которая функционировала на принципах самоокупаемости. К столетию режиссера вспоминаем о трех его знаковых работах, ставших хитами в СССР и во всем мире. "Сорок первый" (1956) Чухрай окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1953 году и два года проработал ассистентом режиссера на Киностудии имени А. Довженко. Для своего дебюта он сделал неочевидный выбор — начинающему режиссеру хотелось экранизировать повесть Бориса Лавренева 1924 года о романе, вспыхнувшем между коммунисткой и белогвардейцем во время Гражданской войны. В одном из боев они берут в плен белого поручика Вадима Говоруху-Отрока (Олег Стриженов), который должен доставить важное сообщение генералу Деникину. Среди них оказывается снайперша Мария, или Марютка (Изольда Извицкая), на чьем счету уже сорок убитых белых. Во время шторма выживают только она и Вадим. Все, кто смотрел "Сорок первый", знают, что история Марютки и белого поручика кончилась трагически — после того как Вадим замечает на горизонте лодку с белыми, он кидается к своим товарищам, но падает замертво, сраженный пулей Марютки. "Сорок первый" был новаторским не только по содержанию, но и визуально. Режиссер знал о войне не понаслышке, поэтому для него она была не о подвигах и орденах, а о простых людях, которых захватил страшный водоворот. По пути солдат становится свидетелем разных судеб, захваченных войной.ТАСС