Над рынком нефти взмывает «Весёлый Роджер»

Накалившаяся ситуация на Ближнем Востоке грозит всерьёз перекроить карту морских транспортных перевозок. Грузовые суда, в том числе нефтяные танкеры и газовозы, уже изменяют маршруты, предпочитая опасному пути по Красному морю и через Суэцкий канал обходной, вдоль южного и западного побережий Африки, что значительно увеличивает сроки и стоимость поставок. Как это может отразиться на мировом энергетическом рынке, возможен ли транспортный коллапс и при каких обстоятельствах Россия станет выгодоприобретателем? Судоходство в зоне риска Красное море стало зоной повышенной опасности для навигации в середине ноября прошлого года, когда йеменское движение хуситов «Ансар Аллах» начало атаки на корабли, требуя прекратить операцию ЦАХАЛ в секторе Газа. По данным администрации Суэцкого канала, на которую ссылается портал «ПортНьюс», из-за обострения ситуации в Красном море только за первую декаду января транзитные доходы канала снизились на 40 процентов, а число проходящих судов – на 30 процентов (до 544 единиц). Переориентация потоков привела к тому, что предназначавшаяся для Европы российская нефть стала направляться на Восток – через Суэцкий канал. В итоге если раньше транзит нефти составлял около 5–6 миллионов баррелей в сутки (5–6 процентов мировой торговли), то с 2023 года – около 12 процентов. В совокупности с нефтепродуктами это чуть менее 20 процентов мировой морской торговли нефтью и нефтепродуктами, – говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Раньше из Новороссийска нефть доставляли в Южную Африку, из Санкт-Петербурга – в Роттердам. Несмотря на возникшие новые угрозы, рынок пока реагирует на них спокойно – цены на нефть не превышают отметки 80 долларов за баррель Brent. В ночь с 15 на 16 января Иран, до этого открыто не участвовавший в конфликте, нанёс удары по Сирии и Ираку (вблизи объектов США), 16 января – по территории Пакистана. В ночь на 18 января Пакистан нанёс ответные удары по Ирану. Это во многом будет зависеть от дальнейших способностей Ирана продолжать экспорт своей нефти. Около 80 процентов нефти, отгруженной в этих портах, направляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через Суэцкий канал. – Самый страшный сценарий: если по Ирану начнут наносить удары, он может выполнить свою угрозу и перекрыть Ормузский пролив. Возможно, осознавая эту угрозу, Америка пока не торопится наносить ответные удары по Ирану, ограничившись заявлениями о том, что атаки Ирана по иракским объектам «безрассудные и неточные». Симптоматично и то, что ранее в Белом доме подчёркивали понимание природы хуситских атак на суда в Красном море, говоря о «глубокой вовлечённости» Ирана в подготовку таких атак.Octagon.Media