Самое важное после Дня Победы

В Новосибирске я очутился во время войны, в 1943 году. Я родился на Украине, школу окончил в Миргороде, получил аттестат с отличием и поехал в Харьков, где жил мой дядя, поступил на тракторный завод. Началась война, завод эвакуировали в Рубцовск. Но до него я не доехал — в дороге заболел и попал в омскую больницу. Поправившись, год работал на заводе в Омске, потом поступил в Новосибирский институт военных инженеров транспорта.НИВИТ находился в Заельцовском районе, на улице Дуси Ковальчук, но во время войны здание передали под завод № 617, а нас перевели в центр города. 9 мая 1945 года нас подняли рано утром сообщением: «Победа!» Я не участвовал в его завершении, но мой друг был главным инженером УКСа этого здания.После того как мы отпраздновали Победу, возобновились проекты, которым помешала война. Один из них — первый автомобильный мост через Обь. Кстати, в то время на левом берегу Новосибирска находились только завод «Сибсельмаш» и еще несколько промышленных объектов. Чтобы попасть на другой берег, люди ездили на «передаче» — так называли поезд, который курсировал по железнодорожному мосту.К тому времени я окончил факультет строительства мостов, но не предполагал, что буду причастен к одному из самых знаковых событий Новосибирска. Я работал в управлении благоустройства горисполкома, когда меня назначили начальником дирекции строительства Коммунального моста вместо предыдущего руководителя. Приехали специалисты 7-го мостоотряда, который восстанавливал разрушенные во время войны мосты. В день открытия, 20 октября 1955 года, тысячи людей собрались на обоих берегах города. Кстати говоря, в то время левый и правый берега Новосибирска жили в разных часовых поясах. Несмотря на появившийся мост, потребовалось еще три года, чтобы город перешел в единый часовой пояс. Тем не менее перед тем, как была разрезана красная ленточка, на двух берегах одновременно состоялись митинги.Советская Сибирь