Правительство утвердило тарифы «Транснефти» до 2030 года

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 13 октября подписал распоряжение, согласно которому тарифы «Транснефти» в 2021–2030 гг. будут рассчитываться по методике «инфляция минус 0,1%». Документ опубликован 15 октября на официальном интернет-портале правовой информации. Таким образом, правительство поддержало предложение ФАС о сохранении тарифного регулирования «Транснефти» по принципу «инфляция минус», отмечает антимонопольное ведомство. Принятие этого распоряжения позволит потребителям на долгосрочной основе прогнозировать динамику тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов и, соответственно, планировать свои расходы на такие услуги, отметил начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Армен Ханян, слова которого приводятся на сайте службы. Применение долгосрочных подходов и стабильные тарифы являются одним из ключевых инструментов государственного регулирования, позитивно влияющих на снижение макроэкономической неопределенности в России, подчеркнул статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский. Официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что инфляция в России по итогам 2020 г. составит 3,8%, в 2021 г. – 3,7%, в 2022–2023 гг. – 4%. Тарифы «Транснефти» в 2018–2020 гг. индексировались с коэффициентом 0,9–1 к инфляции. Дискуссия по поводу механизма расчета тарифов «Транснефти» стала особенно острой на фоне резкого падения цен на нефть в I квартале 2020 г. из-за пандемии коронавируса, которая сильно ударила по деятельности нефтяных компаний и их финансовым показателям. На этом фоне глава «Роснефти» Игорь Сечин в начале мая в ходе рабочей встречи попросил президента РФ Владимира Путина обсудить вопрос приведения тарифов транспортных монополий в соответствие с текущими ценами на нефть, отметив, что расходы на транспортировку достигли 32% конечной стоимости черного золота. Согласно цифрам, приведенным Сечиным, если цена нефти в 2008 г. и на момент встречи была почти одинаковой, то тариф на прокачку вырос примерно в 2,5 раза. Позднее в мае Путин поручил правительству проработать вопрос установления специальных тарифов на услуги «Транснефти» и РЖД по транспортировке нефти и нефтепродуктов на срок действия соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи нефти, т. е. до 30 апреля 2022 г. В ходе брифинга 24 сентября на Тюменском нефтегазовом форуме вице-премьер РФ Юрий Борисов не исключал доработку механизма формирования тарифов естественных монополий. При этом он пояснял, что актуальность изменения подхода к формированию тарифов «Транснефти» и РЖД стала теряться за счет быстрого восстановления цен на нефть. По словам пресс-секретаря «Транснефти» Игоря Демина, распоряжение правительства об индексации тарифов на ближайшие 10 лет означает, что у компании появилась возможность строить планы на длительный срок, имея предсказуемые планы по финансированию как операционной, так и инвестиционной деятельности. По мнению инвестиционного стратега компании «Арикапитал» Сергея Суверова, нефтяная отрасль испытывает большие проблемы из-за сделки ОПЕК+, на фоне чего правительству стоило бы поддержать нефтяников за счет заморозки или снижения тарифов естественных монополий. По его словам, «Транснефть» завершила большой инвестиционный цикл, поэтому решение о заморозке или снижении тарифа выглядело бы логичным. В свою очередь, эксперт Института развития технологий ТЭК Сергей Алихашкин считает, что правительство должно было поддержать «Транснефть», а утвержденная схема лежит за пределами экономики. «Транснефть» в процессе транспортировки потребляет электричество – рост стоимости электроэнергии опережает инфляцию, потребляет металлы – их ежегодный рост стоимости опережает инфляцию, оборудование, насосы и проч. – стоимость на это значительно опережает потребительскую инфляцию», – пояснил он.Ведомости
Эта новость в СМИ