«Им скоро конец»: почему Россия этим не заболела

Вчера произошло то, чего в течение двадцати лет не могли добиться антифашисты, дипломаты и все прочие. Чего не сумели они, удалось коронавирусу: в столице Латвии Риге из-за чрезвычайного положения впервые за десятилетия не состоялся традиционный "парад эсэсовцев". Этот парад за годы проведения стал: 1) частью местной идентичности (если в 90-х маршировали сами экс-участники Латышского легиона Waffen SS, то сейчас — активисты национально-патриотических партий); 2) любимым местным событием российских государственных СМИ (оно год за годом наглядно подтверждает тезис "в Прибалтике чествуют нацистов", что дает возможность риторически пожаловаться в никуда на прибалтийскую русофобию); 3) неприятной неизбежностью для эмигрантов из России (бывшие московские VIP-ы, осыпающиеся в ходе непрерывного российского элитопада, довольно плотно оседают в бывшей союзной здравнице Юрмале. Оттуда они вот уже десять лет подписывают петиции "Путин должен уйти" и борются за права россиян под гнетом Путина. В дни парада латышских эсэсовцев они смущенно молчат, потому что если вякать против радушных хозяев, то можно и вид на жительство на стол положить). Двумя днями ранее и тысячей километров южнее, в Киеве, состоялось совершенно однояйцевое по сути празднование — День украинского добровольца. Маршей было даже два: утренний, для самих добровольцев, и вечерний — для их группы поддержки: блогеров, активистов тыла, блогеров, собирателей гуманитарной помощи, блогеров, журналистов, блогеров, патриотичных гастарбайтеров и блогеров. День латышского легионера и День украинского добровольца не просто близки по дате проведения. Формально опирающиеся на события двух разных эпох, они на удивление схожи по своей сути и логике. Украинские добровольцы были солдатами на гражданской войне (и, кстати, это по сути была бы гражданская война, даже если бы Россия вдруг действительно ввела свои войска на восток Украины — слишком тесно мы переплетены) и убивали своих сограждан на их же, сограждан, родной земле. При этом если Легион стал уже частью латышской идентичности, то добробаты делают частью новой украинской идентичности сейчас, ударными темпами, изо всех сил, день за днем. Что характерно — в Латвии тема неминуемого развала Восточного Соседа тоже является вечной: по ней год за годом организуются круглые столы и собираются конференции, выпускаются обзоры и книжки. ... Почему свою идентичность юные политические нации куют именно из "освободительных войн против России", на коленке переделанных из чужих войн с Россией или собственных гражданских? Штука вся в том, что в известном смысле "точкой сборки" любой политической нации действительно является освободительная война. И после каждой из них нация пересоздавалась заново и в новом статусе. И поэтому приходится признать: Латвия или Украина по версии нынешней киевской элиты действительно не являются политическими нациями, собранными в 1945-м.РИА Новости