Цифровая среда в России в целом, и в Калининградской области, в частности, фактически сформирована — проблем нет ни в базовой инфраструктуре для развития цифровизации, ни в недостатке технологических проектов — показала дискуссия представителей петербургского и калининградского бизнеса. Однако стать крупным цифровым хабом у региона все равно пока не получится — даже несмотря на наличие преимуществ особой экономической зоны, уверены эксперты. Причина проста: есть организационные и регуляторные проблемы, решить которые без воли государства бизнес не сможет. Впрочем, аналогичные проблемы сдерживают цифровизацию по всей стране. Технологии и трактористы Участники круглого стола РБК Петербург, проведенного в Калининграде, уверены, что в технологическом плане России нечего стыдиться: отставания от наиболее продвинутых в области цифровизации стран у нас нет. С тем, что в России проникновение цифровых сервисов на массовый рынок и в бизнес-среду зачастую выше, чем в других странах, согласен и генеральный директор компании KODE Алексей Козак. Также существенное преимущество у России — в области интернет-инфраструктуры, и Калининградская область, несмотря на ее удаленность, не является исключением. Так что с точки зрения телеком-инфраструктуры в регионе все хорошо». «Это, в частности, позволяет нам выводить на рынок новые цифровые сервисы, в том числе — связанные с Big Data», — добавляет она. Проигрывает страна только в прибыли, которую телеком-инфраструктура приносит операторам, которые ее строят. Правда, директор по развитию цифровых проектов Северо-Западного филиала компании МегаФон Елена Полякова не согласна с такой оценкой значимости европейских трактористов для цифровой среды. Так что географическая удаленность области для телеком-инфраструктуры особенно универсальных игроков, таких, как МегаФон, имеющих в своем распоряжении инфраструктуру на разной технологической основе (радиоканалы, ВОЛС), не так уж и критична. Цифра без пользы Но телеком-инфраструктура, хоть и обязательная, но лишь одна составляющая цифровой среды. «Фундамент, базис цифровой среды у нас создан, но цифровая среда состоит не только из инфраструктуры, но и из культуры использования. Так что, сколь бы продвинутым цифровой продукт ни был, системно потреблять его в России не привыкли», — соглашается директор калининградской компании «Радекс технологии» Денис Горланов. «У нас в Калининградской области не хватает именно грамотного продвижения в цифровой среде и государственных, и бизнес-сервисов, — подтверждает эксперт в области цифрового маркетинга Николай Андронов. Скорость решений Как показала дискуссия, большая часть недостатков и сложностей с развитием цифровой среды в регионе связаны с решениями государства.РБК+