Роман Рябцев: день, когда музыка умерла

«Мы написали реальный ХИТ! Роман, зацени, это однозначно выстрелит!» — «Ребята, все, конечно, замечательно, мне нравится ваш энтузиазм и творческий потенциал, но… Во-первых, напомню, что на стриминговых сервисах по всему миру ЕЖЕДНЕВНО выходят ДЕСЯТКИ тысяч новых песен, а во-вторых… извините, но мне кажется, я эту песню уже раньше где-то слышал...» (из моей типичной переписки с начинающими музыкантами). Занесло меня тут недавно случайно на концерт группы, о которой я ранее ничего не слышал (но которая, оказывается, уже выпустила несколько альбомов и имеет определенную базу поклонников). Но на самом деле ребята, конечно, не плагиатили. Просто наступили времена, когда пророческий рефрен из песни Дона МакЛина «American Pie» вот-вот сбудется: «День, когда музыка умерла...» Лет тридцать с лишним назад я прочитал фантастический рассказ, где описывалось некое ужасно отдаленное будущее. И в этом самом далеком для автора (и уже столь близком для нас теперь) будущем произошла неприятненькая для музыкантов ситуация: вся музыка на планете ЗАКОНЧИЛАСЬ. Я алгеброй гармонию. Предаться неге творческой мечты. Как правило, эту цитату приводят, когда хотят подчеркнуть некий механический подход к творчеству. Как-то читал о том, что некие экспериментаторы переложили на ноты то ли геометрическую прогрессию, то ли еще какие-то заумные (чуть ли не химические!) формулы... и полученный результат был вполне гармоничным и приятным уху. Это сочетание всего лишь нескольких переменных: нот, их высоты, длительностей нот и пауз между ними, построенное в определенной гармонии, приятной человеческому мозгу. Нот в октаве (в европейской музыкальной традиции) всего 12, так что (с точки зрения науки) количество подобных сочетаний вполне себе КОНЕЧНО. Причем оригинальной (с точки зрения математики) будет считаться даже та мелодия, которая отличается, например, от битловской «Yesterday» всего лишь на ОДНУ ноту. Просто засело где-то в глубине, на подкорке это удачное сочетание нот, длительностей и пауз да и выплыло из пучин твоего нестабильного творческого мозга как самостоятельное произведение. Так вот, в упомянутом мной вначале фантастическом рассказе как раз и наступил тот день «когда музыка умерла».Московский Комсомолец