«Ты Моцарт и сам того не знаешь»: второй век Александра Галича

В прошлом году было 100-летие Александра Галича, а в этом, стало быть, ему уже 101 год... Владимир Вестерман Хочется верить, что и 150-летие тоже отметят, не забудут, а там, глядишь, и 200-летие… Но, может, к тому времени уже забудут «поэта, барда и гражданина». И о том, что была когда-то такая власть, тоже могут забыть. Во что сегодня трудно поверить… И бьют барабаны!.. Бьют барабаны, Бьют, бьют, бьют! «Галич изобразил в лицах, в целой галерее лиц, портрет нашей трагической эпохи. В начале семидесятых он совершил таинство крещения Галича в церкви, «где с куполом синим не властно соперничать небо» и куда поэт, бард и гражданин собирался вернуться во что бы то ни стало. От Москвы до самых до окраин и намеков не должно было быть на поющего Галича. В 1954-м режиссер Михаил Калатозов снял по книге Александра Галича «Верные друзья», одноименный комедийный фильм, содержание которого красиво изложено в небольшой справке с сопровождающими ее цветными кадрами советского шедевра: «Кинокартина о путешествии, настоящей Одиссее, предпринятой тремя верными друзьями средней упитанности и средних лет». Успех Галича - драматурга, писателя и киносценариста – ширился, хотя его пьеса «Матросская тишина», которой Олег Ефремов собирался открыть Театр-студию МХАТ (будущий «Современник»), была в 1956 году запрещена цензурой после генерального прогона. … Возможно, тогда и появился тот самый Галич. Они слушали его песни, чувствуя, какой это великий голос улиц и переулков, каой это выдающийся русский язык: "Мы пивком переложили, съели сельдь, закусили это дело косхалвой" "У папаши у ее пайки цековские, а по праздникам кино с Целиковскою" "Из окон, ворот, подворотен глядит, притаясь, дребедень" И Корней Иванович Чуковский, послушав на даче у себя в Переделкино новое стихотворение Галича, которое тот ему прочитал, подарил ему свою книгу с надписью: «Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь». А в семидесятых пришли к тому, что три у нас выдающихся барда: Галич, Высоцкий и Окуджава. Не было никаких тому прямых доказательств, но в то, что случилось квартире на улице Мани, дочь Галича, Алена Александровна, не верила никогда. Музыканты нашего времени поют его песни в своей обработке, и свободные туристы тоже поют как бы в оригинале, и несколько фильмов о нем сняли, и в следующую годовщину что-нибудь ранее неизвестное выяснится о жизни поэта, барда и гражданина, прожившего пятьдесят лет в Москве и не собиравшегося из нее никуда уезжать.Новые Известия