Ретроспектива Витебска: история строительства Гуторовского моста

Мост имени Баумана в Витебске был построен через Витьбу в 1956 году на месте своего довоенного предшественника, имевшего название Гуторовский. Тот деревянный мост в свою очередь сменил дореволюционную переправу, соединявшую город и предместье — Гуторовщину, которая сейчас включает в себя улицы 1-я Доватора и Баумана. Идея реконструкции моста получила активное развитие в 1926 году с целью пуска на Гуторовщину трамвая через улицу Советскую. Об этом рассказывают документы Государственного архива Витебской области. Поговорим-поговорим На протяжении почти четырех столетий микрорайон, где сейчас размещается ветеринарная академия, носил название Гуторовщина, которая упоминается в Инвентаре 1618 года как владение витебского городского судьи Ивана Григорьевича Гутора. Вскоре Гуторовщина вошла в состав города, главными улицами стали Никольская (1-я Доватора) и Алексеевская (Баумана). В 1917 году на их пересечении построено новое здание Поземельно-крестьянского банка, позднее ставшее главным корпусом ветеринарного института. Первый проект Техническое совещание по обсуждению эскизного проекта постройки моста через Витьбу по Советской улице на Гуторовщину состоялось 22 декабря 1926-го. В нем принимали участие инженеры Вышелесский, Якубовский, архитектор Вуколов и другие. Но «рассчитывая на пропуск по мосту трамвая, ширина проезжей части должна быть принята не менее 8,5 м при прокладке линии по середине моста и 6,8 м при прокладке у одного из тротуаров, при этом и ширина тротуара должна быть уширена». В августе 1928-го заведующий горкоммунотделом Сухоручкин и инженер Якубовский выписали наряд№ 1 группе плотников: «Предлагаем вам приступить к работам по постройке Гуторовского моста через р. Витьбу в гор. Например, в октябре 1928-го на возведении моста трудилось более 50 человек. В конце октября 1928-го инженер Якубовский пишет докладную записку зав. горкоммунотдела: «Все переговоры с Лесподотделом, Комтрестом и Двинолесом о скорейшей поставке леса к строящемуся мосту не дают никаких реальных результатов, при таком положении дела придется остановить работы со вторника 30 октября. В конце августа 1928-го инспектор охраны труда оформляет предписание горкоммунотделу, предлагалось улучшить условия быта в рабочем общежитии: «1) Уменьшить количество проживающих до 15 человек. Почти через месяц заведующий Фишман и инженер Якубовский высылают ответ о проделанной работе: «1) Количество рабочих в общежитии доведено до 18 человек. Зав. горкоммунотделом Фишман и инженер Якубовский 3 апреля 1929-го сообщают президиуму горсовета, что Гуторовский мост открыт для пешеходов и просят власти организовать его охрану: «Ввиду того, что работа по отсыпке конусов и отмостков будет заканчиваться после схода снега и до окончания земляных работ, езда и проводка лошадей допущена быть не может.Витебские вести